«

»

Распечатать Запись

CPS TRIZ «Кларифика» метод прояснения проблемных ситуаций

CPS TRIZ
“Кларифика”

Кларификация проблемных ситуаций
Clarification of problematic situations

Автор Щинников А.Ю.

“Лучше потратить время на понимание проблемы, чем принять неверное решение”

 

Оглавление

Введение 

Миссия CPS TRIZ 

Основные идеи метода 

Словарь 

Диаграмма, символы и термины 

Форма записи противоречивых функций 

Форма записи задач для решения 

Ответные и идеальные функции  сторон конфликта 

Алгоритм

Шаг 1. Выявление конфликтующей пары 

Шаг 2. Формулирование противоречивых функций 

Шаг 3. Формулирование задач 

Шаг 4. Решение задач 

Проверка решения на идеальность 

Итог 

 

 

Введение

 

Кларификация (лат. clarus – “ясный, внятный, очевидный”) – прояснение, очистка.

Метод CPS TRIZ (Clarification of problematic situations) предназначен для существенной перестройки исходной проблемы. С его помощью проблемная ситуация становится менее запутанной и более понятной. Итогом являются формулировки конкретных задач  (физических, психологических, юридических, бизнес и пр.), в том числе, “диверсионных”. В дальнейшем нужно решать эти конкретные задачи с помощью инструментов или  функциональных приёмов CPS TRIZ. Многие проблемы исчезнут в ходе кларификации.

Этот метод родился на основе теории решения изобретательских задач Г.С.Альтшуллера, в которой применяются две модели конфликта, называемые техническим противоречием. В CPS используется восемь моделей конфликта для расширенного анализа проблемы. Из этих моделей получают восемь задач для решения.

Метод рассчитан на прояснение проблем любой области

 

Миссия CPS TRIZ

 

Помочь развитию понятийного мышления, включающего:

  • Понимание внутреннего содержания ситуации, явления или объекта.
  • Понимание причинно-следственных связей. Понимание последствий конкретных действий и понимание причин явлений. Прогнозирование следствий.
  • Системно-диалектичное понимание ситуации полностью во всех её деталях и взаимосвязях. Умение систематизировать информацию и строить целостную картину ситуации. Видеть реакции связанных систем.

 

Метод может применяться для группового решения проблем и изобретательских задач. В группе каждый решатель может выбрать одну из восьми задач для решения. Каждая модель задачи отражает одну сторону проблемной ситуации.

 

Основные идеи метода

  • У каждого действия есть противодействие и затраты.
  • Противодействие лучше заметить заранее, а затраты снизить.
  • Источником проблемы является ресурс, за который идет борьба сторон.
  • Решением проблемы станет перенацеливание систем в сторону согласованных действий для достижения общих целей, а также получение сторонами свободных друг от друга ресурсов для достижения своих целей.
  • Метод применим к социальным и техническим системам.
  • Все системы подобны, но различны по используемым ресурсам. Из-за неоднородности ресурсов возникают противоречия. А так как системы подобны, можно выделить типовые модели противоречий и снять их приёмами.
  • Принцип идеальности систем в том, что они либо отсутствуют, сохраняя свои функции в других системах или элементах, либо сами выполняют дополнительные функции, будучи универсальными.
  • Идеальный принцип взаимодействия – “не навреди другим и себе”.
  • Условия, в которых происходит конфликт, имеют ключевое значение для решения.
  • Сильное мышление отличается тем, что человек знает где, когда и что происходит.
  • Сильными решениями будут те, которые получаются в результате понимания вопроса: “Вам цель или средства?”.
  • Комбинаций противоречивых состояний и целей восемь.

 

Словарь

 

 Предмет CPS TRIZ – переход от расплывчатой, проблемной ситуации к четко построенным и предельно простым логическим схемам (моделям) для последующего решения инструментами ТРИЗ (теории решения изобретательских задач).

 

Цель – конкретный желаемый результат в установленных рамках (ограничениях). Отвечает на вопрос «Что должно быть в определенных рамках?».

Желаемый результат – итог с новыми свойствами.

Рамки (ограничения) – предельная норма.

Пример цели. Котлован 10x10x3 метров  (цель) выкопан за сутки (рамки).

 

Средство –  имеющиеся возможности достижения цели (ресурсы или их состояния).

Пример. Лопата или экскаватор для выкапывания котлована имеют разные свойства. Каждое средство по-разному способствует достижению  цели благодаря своим свойствам.

 

Свойство – отличительная особенность, состояние, атрибут элемента или системы.

Пример. Свойство котлована — выемка в грунте (пустота, отсутствие грунта), размеры.  Свойства лопаты – стойкость к налипанию мокрого грунта, гибкость, прочность, стоимость, способность вынимать грунт, способность вынимать определенное  количество грунта за раз и т.д.

 

Коэффициент идеальности средства = совокупность целей / нежелательные эффекты.

 

Функция – действие связи между целью и средством её достижения. Отношение между свойствами, в котором изменение в одном влечёт изменение в другом.

Пример. Котлован (цель) связан с экскаватором (средство). Экскаватор (средство) выкапывает котлован (цель). Свойства экскаватора влияют на свойства цели. А свойства цели определяют свойства средства.

 

Ресурс – скрытые полезные свойства, изменения свойств или сочетания свойств материальных и нематериальных объектов для успешного решения задач. Ресурсами люди пользовались всегда, и часто называли их подручными средствами. Если мы не видим ресурса, задача нам кажется трудной. Без ресурса цель не достигается.

Самый дешевый ресурс (даровые блага) – это их отсутствие, пустота или воздух, вода океанов, гравитационное поле, солнечная энергия, дожди, отходы… Самый дорогой ресурс — это время, так как оно безвозвратно. Сильными ресурсами следует считать хорошие идеи, время,  деньги и связи с влиятельными лицами. Идеальные ресурсы находятся у самих сторон конфликта или в ближайшей окружающей среде.

 

Система – совокупность, порождающая свойство и сильные внутренние связи.

Пример. Катамаран — судно, состоящее из двух параллельно расположенных корпусов, связанных между собой общей палубой. Корпуса по отдельности не имеют свойств устойчивости катамарана. Экскаватор состоит из ходового оборудования, поворотной платформы с механизмами и силовым оборудованием, рабочего оборудования. Свойства элементов экскаватора вместе порождают системное свойство для получения нужного котлована за сутки.

 

Конфликт – борьба двух сторон (систем) за средство достижения своих целей.

Пример. Системы строительства котлована и владения экскаватором борются за полезные свойства экскаватора.

 

Противоречие – несовместимость двух противоположных состояний средства в месте и во время конфликта.

Пример. Экскаватор должен быть арендованным (в месте и во время копания котлована), и экскаватор не должен быть арендованным (в месте и во время необходимости платить за аренду).

 

Усиление противоречия – предельные состояния средства.

Пример. Экскаватор должен быть, и экскаватора не должно быть.

 

Эффект – функция инверсной системы, реакция. Эффект воспринимается как нежелательный эффект (НЭ) в тех случаях, когда он считается недопустимым.

Пример. С помощью экскаватора котлован 10x10x3  можно выкопать за сутки, но экскаватор принадлежит владельцу, который извлекает прибыль от сдачи его в аренду. За пользование экскаватором нужно платить аренду владельцу (эффект). Если платить за аренду нет желания или денег, то необходимость её платить  будет нежелательным эффектом.

 

Причина противоречия (ПП) – средство, свойству которого две стороны предъявляют противоположные требования. Литературное название ПП — “Яблоко раздора”.

Пример. Платить за аренду экскаватора требуется, и платить за аренду экскаватора нет желания или нет денег. Свойству “использовать” (экскаватор) предъявляются требования “оплатить” и “не оплатить”.

 

Сторона 1 – условное название системы, которой первой определяют цель.

 

Сторона 2 – условное название системы, которая связана с первой стороной средством, причиной противоречия.

 

ИКР (идеальный конечный результат) – цель достигается без борьбы (”сама собой”)  за счет альтернативных свободных ресурсов или согласованных целей. ИКР определяется вначале и служит мерой, оценкой выбора ресурса для достижения цели. Это область ресурсов, которые послужат для достижения целей. Для формулировки используется слово “само”. Цель сама достигается. Средство само устраняет вредные явления. Другая сторона сама перенацеливается и подстраивается.

 

Конфликтующая пара (КП) —  средство и связанные с ним цели двух сторон.

Пример. Если экскаватор арендован, то котлован выкопают за сутки, но нужно оплачивать за аренду владельцу. КП – экскаватор арендованный и (котлован выкопают за сутки и нужно оплачивать за аренду владельцу).

 

Перенацеливание –  цели сторон подчиняются первоочередной цели в задаче, а свойства, необходимые для её достижения, передаются на всю систему.

Пример. Первоочередная цель – не платить за использование экскаватора. В этом случае средство для копания котлована приобретает свойство бесплатного (экскаватора).

 

Решение задачи  –  это результат согласования целей сторон без борьбы за ресурс. Секрет достижения целей в правильно подобранных средствах, не вызывающих нежелательных эффектов. Важнейшую роль в этом играют ресурсы (скрытые возможности).

Пример. ИКР – владелец экскаватора сам не требует денег за аренду. А лучше – еще и сам заплатит за возможность участия в создании котлована. Решение – владельца экскаватора пригласили участвовать в конкурсе, где копание котлована часть мероприятия  “Соревнование экскаваторов”. Владельцы экскаваторов сами платят за участие в соревновании! Средства от конкурса пойдут на строительство, например, спортивного центра.

 

Диаграмма, символы и термины

 

Виды функций:

  1. Идеальная функция (ИФ) – цели достигаются без НЭ и средств (сами собой).
  2. Ответная функция (ОФ) – цели инверсной системы достигаются без НЭ и средств (сами собой).
  3. Противоречивая функция (ПФ) – цель достигается известным средством, но есть нежелательный эффект (недопустимая реакция инверсной системы).

 

Диаграмма противоречивых функций  (Рисунок 1) – подобие системы координат. Схема, на которой расположены цели, средства достижения целей, и их отношения.

Рисунок 1

 

Y – ось, на которой располагаются цели сторон.

Х – ось, на которой располагаются противоположные состояния средства.

 

Цифры на оси X (-1,0,1) означают:

1 – состояние средства.

–1 – противоположное состояние средства.

0 – средства нет, нужно использовать ресурсы сторон или окружающей среды.

 

Цифры на оси Y (-2,-1,0,1,2) означают:

1 – главная цель первой стороны. С постановки первой цели производится анализ

проблемы.

2 – дополнительная цель первой стороны, которая является инверсией главной цели второй стороны. Произошло перенацеливание второй системы в интересах первой. Средства достижения главной и дополнительной целей должны быть в одинаковом состоянии.

–2 – главная цель второй стороны (эффект). Она результат причины противоречия – использование определенного средства для первой стороны.

–1 – дополнительная цель второй стороны. Инверсия главной цели первой стороны. Перенацеливание первой системы в интересах второй. Средства достижения главной и дополнительной целей должны быть в одинаковом состоянии.

0 – целей нет.

 

Символ перед “Y” или “Х”  – отрицание, частица “не”. Обозначает противоположность.

Пример. Арендованный (Х), не арендованный (–Х).

 

“Y1” и “Y2” – цели первой системы.

Пример. Y1 – быстро выкопать котлован. Y2 – не платить за аренду экскаватора.

 

“– Y2” и “–Y1” – цели второй системы.

Пример. (Y2) – цель владельца экскаватора получить деньги за аренду. 

(Y1) – не быстро выкопать котлован.

 

Анализ ситуации удобно производить графически, делая надписи на диаграмме противоречивых функций (Рисунок 1).

 

Форма записи противоречивых функций

 

“ПФ-1: Если Х, то Y1, но –Y2 “.

Пример. Если экскаватор арендован, то котлован сделают быстро, но нужно оплачивать аренду владельцу.

 

Противоречивые функции имеют 8 комбинаций (Рисунок 1).

 

Формулы ПФ первой стороны:

ПФ-1: Если    X,  то  Y1,  но  –Y2

ПФ-2: Если  –X,  то  Y2,  но  Y1

ПФ-3: Если  X,  то  Y1,  но  Y2

ПФ-4: Если    X,  то  Y2,  но  Y1

 

Формулы ПФ второй стороны (инверсный подход):

ПФ-5: Если    X,  то  Y2,   но  Y1

ПФ-6: Если  X,  то  Y1,   но  Y2

ПФ-7: Если  X,  то  Y2,   но  Y1

ПФ-8: Если    X,  то  Y1,   но  Y2

ПФ второй системы можно использовать для поиска потенциальных проблем (“диверсий”), формулируя противоречивые функции со стороны связанных систем.

 

Форма записи задач для решения

 

Задачи для решения получаются путем перенацеливания другой стороны по отношению к своей цели. НЭ обращается в пользу.

 

Задачи первой стороны:

Задача 1: Если    X,  то  Y1  и  Y2

Задача 2: Если  –X,  то  Y2  и  Y1

Задача 3: Если  X,  то  Y1  и  Y2

Задача 4: Если    X,  то  Y2  и  Y1

 

Задачи второй стороны (инверсный подход):

Задача 5: Если    X,  то  Y2  и    Y1

Задача 6: Если  X,  то  Y1  и   Y2

Задача 7: Если  X,  то  Y2  и   Y1

Задача 8: Если    X,  то  Y1  и   Y2

 

 

Ответные и идеальные функции  сторон конфликта

 

Идеальные функции – это функции, для которых ранее подразумеваемое средство потеряло значение. Нужен другой, более совершенный и даровой ресурс.

 

Примечание

Даровые ресурсы – это идеал. На самом деле это формула строгого ограничения, рамок, чтобы осмысление проблемы шло в направлении минимизации затрат и устранения НЭ.

 

ИФ-1: Y1 и Y2

ОФ-1: Y1 и Y2

ИФ-2: –Y1 и –Y2

ОФ-2: –Y1 и –Y2

 

В CPS TRIZ используется аналогия шахмат: функция одной системы порождает эффект другой системы. И наоборот. Каждой ПФ есть инверсный аналог в противоположной системе.  ИФ отражается в инверсной системе как ОФ.

 

Алгоритм

 

 

Шаг 1. Выявление конфликтующей пары

Примечание

Толкование и определение слов необходимо для кларификации проблем. Именно в словах содержится непонимание ситуации. Правильно подобранные слова для объяснения во многом проясняют проблему.

 

Для прояснения проблемной ситуации:

  1. Опишите условие задачи, заменив профессиональные термины словами, понятными школьникам 12-14 лет.
  2. Опишите элементы проблемы и сделайте рисунок структуры.

 

Запишите конфликт по форме:

  1. Цель (Y1): (поставьте цель — что должно быть, и в каких рамках).
  2. Средство достижения цели: (укажите способ, элемент, систему).
  3. Состояние средства: (запишите состояние средства, необходимое для достижения цели).
  4. Усиленное состояние средства (Х): (запишите предельное состояние средства).
  5. НЭ (-Y2): (укажите нежелательный эффект).

 

Пример.

Задача “Троя”. Древнегреческая эпическая поэма “Илиада” повествует о войне за город Трою между троянцами и греками. Бои происходили за ворота (средство регулирования прохода  в город). Функция ворот – регулировать вход и выход людей. Состояние открытых ворот позволяло грекам войти в город. Это было их целью. Захват ресурсов города и жителей – это следующая цель, надцель. Сюжет “Илиады” иллюстрирует конфликт систем ради ресурсов. Противниками греков были троянцы, которые ожесточенно защищались, нанося большой ущерб завоевателям. Война за ворота длилась 10 лет, пока хитроумный Одиссей не придумал способ их  открыть без сопротивления троянцев. Идея Одиссея была в преподнесении в дар богам деревянного коня, оставленного на берегу моря и содержащего внутри греческий “спецназ”. Троянцы этого коня сами втащили в город. Задача “Троя” является учебной для освоения метода CPS. Представьте себя на месте Одиссея. Постарайтесь найти решения исходя из условий  времени древней Греции. Какие могли бы быть еще решения?

 

  1. Цель: греки входят в Трою
  2. Средство: ворота
  3. Состояние средства: открыты
  4. Усиленное состояние средства
  5. НЭ: троянцы защищаются

 

Примечание

Состояние средства необходимо сразу указывать в предельном значении. Для учебных целей рекомендуется найти предельное состояние ворот самостоятельно. А формулировки ПФ ниже в примерах переделать с указанием предельного состояния.

 

Шаг 2. Формулирование противоречивых функций

 

Сформулируйте противоречивые функции для Стороны 1 (Таблица 1):

Пример.

ПФ-1: Если    X,  то  Y1,  но  –Y2

ПФ-1: Если ворота открыты, то греки входят в Трою,  но троянцы защищаются

 

ПФ-2: Если  –X,  то  Y2,  но  Y1

ПФ-2: Если ворота закрыты, то троянцы не защищаются, но греки  не входят в Трою

 

ПФ-3: Если  X,  то  Y1,  но  Y2

ПФ-3: Если ворота закрыты, то греки входят в Трою,  но троянцы защищаются

 

ПФ-4: Если    X,  то  Y2,  но  Y1

ПФ-4: Если ворота открыты, то троянцы не защищаются, но греки  не входят в Трою

 

Сформулируйте противоречивые функции для Стороны 2  (Таблица 1):

 

Пример.

ПФ-5: Если    X,  то  Y2,   но  Y1

ПФ-5: Если ворота открыты, то троянцы защищаются, но греки  входят в Трою

 

ПФ-6: Если  X,  то  Y1,   но  Y2

ПФ-6: Если ворота закрыты, то греки не входят в Трою,  но троянцы не защищаются

ПФ-7: Если  X,  то  Y2,   но  Y1

ПФ-7: Если ворота закрыты, то  троянцы защищаются, но греки  входят в Трою

 

ПФ-8: Если    X,  то  Y1,   но  Y2

ПФ-8: Если ворота открыты,  то греки не входят в Трою,  но троянцы не защищаются

Шаг 3. Формулирование задач

 

Не обращая внимания на возможную “корявость” получаемых формулировок, запишите из полученных ПФ тексты 8 задач по форме:

 

Примечание

  • “Если” означает “при условии”. При условии использования средства, появляются два положительных последствия — достижение целей.
  • Похожесть задач вызвана тем, что одни и те же цели есть в разных задачах. Ключевое значение имеет их порядок. Цель, которая стоит в формуле первой, имеет приоритет перед другой целью в той же формуле. Первая цель по порядку – главная.
  • Задача – это измененная противоречивая функция, где цель одной стороны согласуется с целью другой. Перенацеливание – согласование интересов без ущерба друг другу.

 

Задачи первой стороны:

Задача 1: Если    X,  то  Y1  и  Y2

Если ворота открыты, то греки входят в город и троянцы не защищаются.

 

Задача 2: Если  –X,  то  Y2  и  Y1

Если ворота закрыты, то троянцы не защищаются и греки входят в город

 

Задача 3: Если  X,  то  Y1  и  Y2

Если ворота закрыты, то греки входят в город и троянцы не защищаются.

 

Задача 4: Если    X,  то  Y2  и  Y1

Если ворота открыты, то троянцы не защищаются и греки входят в город

 

Задачи второй стороны (инверсный подход):

Задача 5: Если    X,  то  Y2  и   Y1

Если ворота открыты, то троянцы защищаются и греки не входят в город

 

Задача 6: Если  X,  то  Y1  и  Y2

Если ворота закрыты, то греки не входят в город и троянцы защищаются

 

Задача 7: Если  X,  то  Y2  и  Y1

Если ворота закрыты, то троянцы защищаются и греки не входят в город

 

Задача 8: Если    X,  то  Y1   и  Y2

Если ворота открыты, то греки не входят в город и троянцы защищаются

 

Примечание

 “Корявость” формулировок бывает из-за того, что у нового образа задачи пока нет нужных слов. Это нормально. При желании тексты задач можно привести в литературную форму, не потеряв смысл.

 

Шаг 4. Решение задач

 

Найдите решения всех 8 задач, даже если они кажутся похожими.

 

Выполните ход решения

  1. Используйте удобную Вам систему приёмов.
  2. Из 8 решений получите одну или несколько концепций решения.

 

Примечание

  • К этой версии CPS TRIZ прилагается система функциональных приёмов для решения задач (Приложение 1).
  • Можно решать задачи по очереди одним человеком или группой, где каждый участник группы решает одну из 8 задач.
  • Задачи можно решать по алгоритмам ТРИЗ.

 

Ограничения

Решение не должно усложнять систему, не должно приводить к затратам, и не должно вызывать вредных явлений.

 

Мастер ТРИЗ Г.И. Иванов писал в своей работе “АРИП-2009”, что любая проблема имеет свою первопричину. Только после нахождения первопричины и места возникновения проблемы можно заниматься ее анализом и формулированием задач с привлечением имеющихся ресурсов и выявлением противоречий. Если правильно определены место, время и причина возникновения нежелательного явления, если правильно выявлен элемент, породивший проблему, и грамотно использованы ресурсы для разрешения противоречий, то уже на этапе формулирования задачи решение часто становится очевидным. Идеально составленная задача несет в себе ответ… 

 

Проверка решения на идеальность

 

Решение должно соответствовать ИФ (идеальной функции), которая выполняется по формуле ИКР “Цели достигаются сами собой естественным образом без вреда другой стороне и себе, без подавления желаний, за счет собственных ресурсов сторон”.

ИФ-1: Сами собой выполняются (Y1 и Y2).

ИФ-2: Сами собой выполняются (–Y1 и –Y2).

 

Примечание

  • Идеальная функция указывает на то, что обе стороны преследуют согласованные друг с другом цели.
  • Идеальность найденного решения сверяется по коэффициенту идеальности средства. Если средство не вызывает ПФ, а согласует цели сторон, то решение считается идеальным.

 

Примечание

Если решение покажется “диким”, возьмите за правило его не выбрасывать. Через некоторое время рекомендуется к нему вернуться, чтобы еще раз оценить внедряемость решения. Нужно помнить, что во многие идеи, преобразовавшие мир,  вначале никто не верил.

 

Итог

 

  1. Записывайте каждую, даже “дикую” или фантастическую мысль.
  2. Если проблему решает один человек, то ему лучше решать по одной задаче в день. За 8 дней сложится полная картина о проблеме и будет найдено решение.
  3. Только кропотливая работа над задачами с помощью функциональных приёмов (Приложение 1) даст нужное решение. Не нужно угадывать. Нужно прояснять.
  4. Все мысли соберите в одну или несколько концепций решения.
  5. Выберите для себя наилучшие решения.
  6. Запишите в свою “картотеку решений проблем” эти концепции.

 

 

Успехов!

А.Ю.Щинников, январь 2017 г.

 

Похожие статьи:

Постоянная ссылка на это сообщение: http://oribus.ru/i-triz/avtorskij-metod-cps-triz-proyasnenie-problemnyx-situacij.html

Добавить комментарий

Здравствуйте!

Подготовка по ТРИЗ
http://triz-reshatel.ru/izuchenie
в Саратове +7 927 059 71 78