Дизайн-мышление или ТРИЗ?

ДизайнПредставьте, как изменится мир, когда все вещи и услуги вокруг будут в красивом исполнении!

Дизайнмышление — это метод создания продуктов и услуг, ориентированных на человека. Методом трудно назвать. Это скорее  современное движение в среде. Девиз этого движения – “Думай как дизайнер”.  В европейской традиции дизайн мышление принято называть “человеко ориентированным дизайном”, что в корне отличается от российского представления дизайн-мышления. Мы как всегда взяли слово дизайн как ключевое. На самом деле ключевое слово человек. Тогда становится понятным, что такое дизайн мышление. Это дизайн товаров, услуг и всей деятельности направленной на человека, так, чтобы он был доволен. Ничего нового в дизайн-мышлении нет, кроме применения слова дизайн к тем сферам бизнеса, к которым обычно применяли слова аналитика, прогноз, расчеты, рассудительность.

Дизайн – это художественное конструирование предметов быта, интерьеров, промышленных изделий и т. п.

Любовь ко всему европейскому сделало свое дело. И кто-то бездумно ухватил слово дизайн, а слово человек стало синонимом потребитель (он же индеец, который отдает свое золото за бусики). Без потребителя нет бизнеса. Но, потребитель сейчас не тот индеец. И нужно понимать, что потребитель в первую очередь человек. Потому необходимо правильно понимать стремление американских и британских школ дизайна направлять дизайн на человека, а не человека на дизайн. Если учесть опыт европейцев по освоению Америки, то блестящие бусы стоят на первом плане. Вполне возможно в дизайн-мышление была вложена именно эта концепция.

Я же склонен верить в то, что наконец-то наступило понимание того, что и в бизнесе есть любовь и сострадание. Клиент уже всё меньше рассматривается как индеец. Наконец-то бизнес может научиться исходить из принципов красоты товаров и услуг, но главное – красота сердца.

Начинается деление на лукавый и трезвый бизнес?

Бизнес может нести как зло потребителям, так и добро. Выбор за руководителем и его со-трудниками.

Появилось много американских книг на тему дизайн мышления. Они умеют красиво писать. К сожалению последователи дизайн-мышления, увлекшись тем, что теперь всё можно и весь креатифф можно пихать везде куда попадет забывают, что аналитика, сбор информации и кропотливая работа по нахождению идей, отбору идей никуда не ушла.

Дизайн-мышление как процесс решения проблем

По версии Герберта Саймона в дизайн-мышлении можно выделить 7 этапов:

  • Определение проблемы;
  • Исследование;
  • Формирование идей;
  • Прототипирование;
  • Выбор лучшего решения;
  • Внедрение решения;
  • Оценка результатов.

К сожалению, борьба ТРИЗовцев  с методом проб и ошибок не закончилась с появлением алгоритмического подхода к управлению творчеством. Эта борьба только начинается, так как считается сложным для изучения,  то любые тренды, связанные с креативом будут захватывать умы, создавая поверхностные мемы.  Дизайн-мышление столкнется с одной главной проблемой. Эта проблема в том, что прикольно ехать на автомобиле по хорошей дороге. Но вот дорога кончилась, впереди пустырь. Нужно пересесть на бульдозер и прокладывать  новую дорогу.  Бульдозер – это ответ на вопрос КАК найти идею.

Вряд ли специалисты по ТРИЗ будут бороться с дизайн-мышлением.  Дизайн мышление можно отнести к  курсу обучения ТРИЗ -РТВ (развитие творческого воображения).  Всё что относится к развитию организованного воображения – полезно. Я уверен, что сотрудничество дизайнеров мышления с ТРИЗ даст положительные плоды. Любое направление в развитии мышления ведет к появлению сочетаний методов, которые и родят нечто новое и полезное. В ТРИЗ есть курс ЖСТЛ (жизненная стратегия творческой личности), есть ТРТЛ (теория развития творческой личности).

Конечно, мир ускорился. Нет времени на изучение ТРИЗ. Зато есть время на долговременный перебор дизайн решений.  Дизайн мышление, как часть РТВ отлично впишется в теорию изобретательства, так как она и есть её часть. Из-за того, что ТРИЗ родилась в СССР, её отторгают как всё советское. Только вот сами западные и азиатские компании давно применяют ТРИЗ.

К сожалению из всего, что написано и преподается по дизайн-мышлению нет ссылки на то, чтобы делать дизайн креатив своего бизнеса, неплохо бы изучить методологии творчества.

ТРИЗ создавалось в советские времена, когда слово дизайн было не в почете. Однако, вопреки идеологии всеобщего равенства, автор ТРИЗ направлял мысли инженеров, писателей, хозяйственников (советских бизнесменов) к красоте решений. Красота решений – это не только прикольненько, это ещё и обоснованно-правильно, с наименьшими затратами.

Дизайн-мышление, как энергия, которая направляет делать товары и услуги красиво, то есть красиво и прикольно менять объекты так, чтобы они нравились потребителям не отменяет при этом быть человеком. К сожалению, тенденция сделать прикольно и впарить, потому что это креатифф, захватывает много умов.  Потому, лично я, рекомендую дизайн-мышление не ставить единственным мышлением. Лучше, когда в основе будет ТРИЗ-мышление.

Техника КОКР нашего центра  — это движение по рельсам коммерческого креатива. Коммерческое осуществление красивых решений. Всего лишь три предложения направляют мысли к улучшению того что вижу, решению проблем потребителей и зарабатыванию на этом денег. А вот как находить решения – это уже ТРИЗ.

PS: “Думай как дизайнер” преподносится как нечто новое. Предлагается при создании товара смотреть глазами покупателя. Однако, неплохо бы думать как врач. Думать как крестьянин. Думать как ребенок. Думать как инженер. Думать как кузнечик. Вообще на мир нужно уметь смотреть глазами другого человека или природы. Чтобы не сделать миру плохо. Любовь никто не отменял. И дизайн-мышление и ТРИЗ отлично работают как одна система по созданию нового.

Сделай хорошо, но “Не навреди!”.

PS2: На пороге новые движения. Врач-мышление. Политик-мышление, Природа-мышление.

PS3: Нужно отдать должное британцам. Они умеют создавать бусики. Теперь чтобы делать красиво нужно ехать и учиться в Стенфорд.

Похожие статьи:

Add a Comment