«

»

Распечатать Запись

Формуляр (шаблон) постановки задачи для решения

etapyi-resheniya-problemyiПеред тем, как приступить к решению проблемы, используйте эту инструкцию для описания своей проблемы. Вы также можете обратиться к нам с вопросом о решении проблемы с помощью .

Шаблон постановки задачи

(формуляр исследования проблемы)  

  1. Опишите ситуацию без специальных терминов (понятно школьнику 12-14 лет).

 Без специальных терминов и понятно ребенку лет 12-14.

Например, слово администрация понятна ребенку?

Заменять слова нужно детскими функциональными, например, не молоток, а забивалка. Не гвоздь, а удержалка.

“На одном из семинаров по теории изобретательства слушателям была предложена такая задача:

«Допустим, 300 электронов должны были несколькими группами перейти с одного энергетического уровня на другой. Но квантовый переход совершился числом групп на две меньшим, поэтому в каждую группу вошло на 5 электронов больше. Каково число электронных групп? Эта сложная проблема до сих пор не решена». Слушатели — высококвалифицированные инженеры — заявили, что они не берутся решать эту задачу:

— Тут квантовая физика, а мы — производственники. Раз другим не удалось, нам подавно не удастся…

Тогда я взял сборник задач по алгебре и прочитал текст задачи:

«Для отправки 300 пионеров в лагерь было заказано несколько автобусов, но так как к назначенному сроку два автобуса не прибыли, то в каждый автобус посадили на 5 пионеров больше, чем предполагалось. Сколько автобусов было заказано?»

Задача была решена мгновенно… Изобретательская задача почти всегда имеет устрашающую окраску”. Альтшуллер Г.С., Алгоритм изобретения, 
М., «Московский рабочий», 1973 г., с. 237-250.

  

  1. Что плохо? Какие возникают нежелательные эффекты (ситуации, явления)? (НЭ).

 Первоклассник Митя обнаружил киоск в деревне, где продавали наклейки с героями популярного мультсериала. Закупив наклейки в киоске, он поштучно продавал в городе своим одноклассникам, на чём удалось поднакопить денег на желаемую игрушку. Он еще раз купил наклейки в период весенних каникул, но после весенних каникул у него перестали покупать наклейки, так как вышел в эфир новый мультсериал, с новыми героями.

Говоря о риске, обычно имеют ввиду возможные потери или ущерб. Оказывается,  для науки вопрос, что такое риск, остается открытым. Одна из научных групп 4 года работала над определением понятия риска, и пришла к выводу, что пусть под этим термином каждый понимает сам, что желает. Только пусть потрудится объяснить, что он понимает”.

В теории решения изобретательских задач есть понятие НЭ (нежелательный эффект) –  то, что вам не нравится. Недопустимое явление с вашей точки зрения. Недопустимые затраты, недопустимое поведение, плохо. То, что нужно исправить, минус, перевести в плюс.

То, что принято подразумевать под словом риск, в ТРИЗ называют нежелательным эффектом. НЭ является фундаментом формулирования противоречия. В примере юного бизнесмена Мити противоречие можно было бы сформулировать так:

Если клиенты заказали наклейки, то хорошо: можно закупить для перепродажи наклейки с любимыми героями, но есть риск, что клиенты перестанут интересоваться героями мультфильмов, а значит, покупать наклейки не будут, что плохо.

Выявление противоречий необходимо, чтобы найти решение проблемы содержащей видимый НЭ или обнаружить риск в ситуациях, важных для человека.

  

  1. Опишите желаемый результат (Цель).

 «Определение цели, это обозначение конечного результата вашего проекта. Цели, сами по себе, не объясняют, как они будут достигнуты. Цель, говорит о том, какой результат должен быть достигнут. Не вносите процесс достижения цели в саму цель. Подумайте о конечном результате с позиции:

  • Экономической составляющей — снижение издержек, увеличение оборотов продаж, и пр.
  • Технической составляющей – модернизация продукта, увеличение производительности и пр.
  • Человеческого фактора — взаимоотношения сотрудников, лояльность персонала, и пр.

Представьте себе Идеальный Конечный Результат (фантастический):

ИКР-1:  Все остается неизменным, но желаемый результат достигнут и/или

ИКР-2:  Все остается неизменным, но нежелательный эффект исчез».

“ИКР позволяет отделить решения низших уровней от решений высших уровней. А поскольку первых намного больше, чем вторых, ИКР резко сокращает площадь поискового поля. «Рама сама поднимается при повышении температуры и сама опускается при ее понижении» — эта формулировка сразу отсекает огромное число решений низшего уровня: электропривод, гидравлический привод, пневматический привод и т.д., каждый из которых может иметь множество конкретных воплощений. Раз «рама сама», значит энергия может быть взята только тепловая: меняется температура, возникает тепловой поток, на который реагирует рама”.

ИКР отличается от Цели (желаемого результата). ИКР – это процесс достижения цели самим объектом, на который воздействует применяемое средство.  Объект самостоятельно выполняет нужное действие (функцию). Цель достигается пока неизвестным даровым Х-элементом (ресурсом), который необходимо обнаружить в системе. Как очистить картофель без ножа? Его помещают в емкость с жидкостью, которой немного, нагревают, а потом быстро открывают крышку. Пар сам отделяет кожуру от картофеля.

Задача. Как доставить воду на горнолыжный спуск для создания ледяной корки?

Цель – ледяная корка. Для определения цели используем вопросы “зачем?” несколько раз.

Зачем доставлять воду? Чтобы полить спуск.

Зачем полить спуск? Чтобы вода замерзла и образовала лед.

ИКР-1: Все остается неизменным, но лед на спуске есть.

ИКР-2: Все остается неизменным, но воду доставлять не надо.

ИКР – лед сам образуется на горнолыжном спуске. Ресурсы – снег, тепло, холод.

Снег сам дает воду. Тепло само тает снег. Холод сам замораживает воду.

Решение – пустить нагретое железное корыто по спуску. Снег подтает и тут же замерзнет.

 

  1. Перечислите основные элементы проблемы (объекты, узлы, детали, части).

Система – это целое, имеющее цель (функцию для надсистемы), состоящее из частей, которые имеют взаимосвязи. Необходимо использовать “9-и экранку” (системный оператор) для анализа системы.

 

  1. ГДЕ возникает нежелательный эффект? (Место).

(Описать словами или нарисовать на листе бумаги). “Возникает нежелательный эффект” можно заменить на “происходит достижение цели”.

«В простейшем случае оперативная зона (ОЗ) — это пространство, в пределах которого возникает конфликт, указанный в модели задачи». Можно использовать “мишень”. Каждый круг мишени – уровень локализации. Десятка – локальная точка, место, где появилась причина нежелательного явления (конфликта двух объектов).

В задаче о воде и горнолыжном спуске “десяткой” будет поверхность лыжи и снега на спуске. Там лед должен появляться сам. А вообще, зачем лед? Чтобы сила трения не мешала катиться.

 

  1. КОГДА возникает нежелательный эффект? (Время).

Оперативное время — время, в которое совершается конфликтующее действие. Для разрешения конфликта может быть использовано время до конфликта (предварительная подготовка) или время после совершения конфликта (время исправления конфликта). Идеальнее использовать время до конфликта, тогда конфликт не возникнет, и не нужно будет терять время на его устранение.

Лед заранее сам появился до того, как лыжник начнет спуск.

 

  1. ПОЧЕМУ возникает нежелательный эффект? (Причина).

Если вопрос “зачем?” определяет цель, будущее, то “почему?” указывает на прошлое, помогает отыскать причину проблемы (конфликта). Можно задать несколько раз этот вопрос.

 

  1. КАК раньше пытались устранить нежелательный эффект? (Известный способ).

Будучи школьником, Г.С.Альтшуллер изобрел передвижной туалет на автомобиле, чтобы помочь людям проводить праздники в городе, не загрязняя подъезды домов. Его отец изучил справочники, и нашел, что во времена французских революций, передвижные туалеты были, только они устанавливались на телегах. Этот факт биографии помог Альтшуллеру не “изобретать велосипед” и не предлагать “Большую Неожиданность”, а сначала удостовериться в том, что до него никто не придумал. Сегодня в поиске информации помогает интернет. “Гугл в помощь”.

Также нужно переписать все свои собственные попытки решить задачу. Возможно, вы просто не сделали то, что могли бы сделать из известных вариантов.

 

  1. Почему не получилось устранить нежелательный эффект этими способами?

Попытка решить проблему известным способом привела к неудаче или вызвала нежелательный эффект (затраты, риски, и пр.). Эксперты, профессионалы, специалисты, ученые не помогли.

 

  1. Как эта проблема устранена в альтернативных системах (конкурентных, со схожей функцией) (похожих, аналогичных, таких же, или в природе, бизнесе, технике и т.п)?

Исследуйте системы, которые выполняют ту же самую функцию (действие, цель), но иначе.

Например, карандаш и авторучка.

У вас кафе? Альтернативные системы по функции “общепит” – рестораны, фастфуд и т.д. По функции “развлечение” – кинотеатры, музеи и пр. По функции денег – любой бизнес. Можно исследовать альтернативные (конкурентные по функциям) системы, чтобы подсмотреть у них способ решения проблемы, которую в вашей системе пока решить не удалось.

 

  1. Оцените, пожалуйста, ожидаемый экономический эффект, если предположить, что решение стоит 1000 рублей.

Например, затратил на консалтинг 1000 рублей, получил эффект в _________  рублей.

 

  1. Представьте идеальный конечный результат (ИКР) (ближе к реальности)

(уточните формулировку пункта 3):

ИКР-1:  Все остается неизменным, но желаемый результат достигнут и/или

ИКР-2:  Все остается неизменным, но нежелательный эффект исчез».

 

ФИО

Телефон
Дополнительная информация:

Похожие статьи:

Постоянная ссылка на это сообщение: http://oribus.ru/i-triz/formulyar-shablon-postanovki-zadachi-dlya-resheniya.html

Добавить комментарий

Здравствуйте!

Подготовка по ТРИЗ
http://triz-reshatel.ru/izuchenie
в Саратове +7 927 059 71 78