«

»

Распечатать Запись

Метод выбора и анализа задач с помощью вариативности технических противоречий (8-ТП)

парусник копияМетод выбора и анализа задач с помощью вариативности технических противоречий (8-ТП).

«Все, что позволяет сделать работу легче и быстрее, бесценно».

Необходимым условием хорошего мышления будет умение видеть противоречия в системах. То, что можно представить как систему, можно подвергнуть изменению с помощью инструментов .

Желательно, чтобы тризовец (решатель) был бы не специалистом в той области, в которой возникла задача. Но он должен уметь общаться со специалистом, и владеть ТРИЗ, естественно. Тризовец – это специалист по задаванию вопросов по методу, который выводит на образ решения (идею, концепцию). После получения идеи, задача превращается в инженерную (такую, которую сможет внедрить специалист той области, где возникла изобретательская задача).

Для того чтобы начать решать изобретательскую задачу по АРИЗ (алгоритму решения изобретательских задач) нужно с помощью технических противоречий (ТП) выявить нужные и нежелательные эффекты при взаимодействии объектов в системе.

Чтобы решать без затруднений изобретательские задачи, предлагаю метод расширенного (вариативного) анализа задач с помощью технических противоречий, которые я выявил в результате применения декартовой системы координат. На самом деле ТП не два, а восемь. И даже больше. Но пока достаточно восьми для более широко взгляда на изобретательскую задачу.

Что такое изобретательская задача?

«… обычная задача переходит в разряд изобретательских в тех случаях, когда необходимым условием ее решения является устранение технического противоречия. Нетрудно создать Новую машину, игнорируя технические противоречия. Но тогда машина окажется неработоспособной и нежизненной».  Альтшуллер Г.С., Алгоритм изобретения, М., «Московский рабочий», 1973 г., с. 88.

        «Изобретательские задачи часто путают с задачами техническими, инженерными, конструкторскими. Построить обычный дом, имея готовые чертежи и расчеты — задача техническая. Рассчитать обычный мост, пользуясь готовыми формулами — задача инженерная. Спроектировать удобный и дешевый автобус, найдя компромисс между «удобно» и «дешево» — задача конструкторская. При решении этих задач не приходится преодолевать противоречия. Задача становится изобретательской только в том случае, если для ее решения необходимо преодолеть противоречие».   Альтшуллер Г.С., Творчество как точная наука, М., «Советское радио», 1979 г., с. 19.

Приступаем к анализу задачи путем выявления что хорошо, и что плохо в ситуации (НЭ – нежелательный эффект).

Задача: необходимо увеличить парус, чтобы повысить скорость, но корабль становится неустойчивым. Эта задача абстрактная, так как специально не выявлялось, что понимать под неустойчивостью корабля. Управление или устойчивость на воде? Для целей статьи это не важно.

Как записывается техническое противоречие?

ТП-1: Если парус сделать большим, то скорость корабля увеличится, но корабль будет неустойчивым.

Что нужно улучшить в системе?

Парус сделать большим (увеличить площадь паруса).

(Вертикаль матрицы противоречий).

Зачем? Чтобы

Увеличить скорость корабля.

Какой НЭ появится?

Корабль будет неустойчивым.

(Горизонталь матрицы противоречий).

Почему? Соотношение площади паруса и устойчивости корабля.

 «Мини-задачу получают из изобретательской ситуации, вводя ограничения: все остается без изменений или упрощается, но при этом появляется требуемое действие (свойство), или исчезает вредное действие (свойство).

Переход от ситуации к мини-задаче не означает, что взят курс на решение небольшой задачи. Наоборот, введение дополнительных требований (результат должен быть получен «без ничего») ориентирует на обострение конфликта и заранее отрезает пути к компромиссным решениям». Альтшуллер Г.С., АРИЗ — значит победа, в Сб.: Правила игры без правил / Сост.: А.Б. Сeлюцкий, Петрозаводск, «Карелия», 1989 г., с. 12.

Все как есть, только недостатка нет.

Запишем мини-задачу: Парус большой и корабль устойчивый и скорость большая без ничего.

Используя таблицу разрешения противоречий можно выбрать, например, прием 1 “Принцип дробления”. Парус состоит из многих маленьких парусов, много разных маленьких парусов и т.д. Интересную историю о шведском “титанике” можно прочитать здесь http://scandinews.fi/tourism/story/494-shvedskij-titanik. Попытки улучшить одну характеристику корабля, привели к затоплению всего корабля “Ваза”.

На самом деле приемов больше, но не будем на них останавливаться, так как цель изучить изобретательскую задачу, а не корабль.

Переходим ко второму техническому противоречию.

ТП-2: Если парус сделать не большим (маленьким), то корабль будет устойчивым, но скорость уменьшится.

Что нужно улучшить в системе?

Парус сделать не большим (уменьшить площадь паруса).

(Вертикаль матрицы противоречий).

Зачем? Чтобы

Устойчивость корабля увеличить.

Какой НЭ появится?

Скорость уменьшится.

(Горизонталь матрицы противоречий).

Почему? … Указать физическую причину.

Что дает второе техническое противоречие, если мини-задачу можно получить без составления второго противоречия? Оно показывает, что параметр инструмента (паруса) может быть другим. А так как параметр, состояние, изменились, то и условия взаимодействия объектов тоже изменяются.

Парус модели задачи стал не большим…

                 ТП 1-2: ИКР – корабль высокоскоростной и устойчивый.

Шаг 1.4. АРИЗ-85-В указывает, что нужно выбрать ту схему конфликта (ТП-1 и ТП-2), которая обеспечивает наилучшее осуществление главного производственного процесса (ГПП).

Что есть ГПП в задаче? Устойчивость или скорость? Наверное, устойчивость. Ведь если корабль утонет или будет плохо управляем, то это опасно для жизни моряков. Значит из двух ТП нужно выбирать ТП-2,  где парус будет не большим, а скорость корабля увеличится.

При решении задач удобно, когда параметры состояний и свойств объекта будут динамичными. Не маленький и большой парус, а увеличивающийся и уменьшающийся парус. В этом случае можно проследить процесс взаимодействия объектов, проанализировать взаимовлияние состояний одного объекта и свойств другого объекта. Увеличивающийся парус, увеличивающаяся скорость, но уменьшающаяся устойчивость.

Конфликтующая пара: парус (инструмент) — скорость и устойчивость корабля (изделие).

Шагом 1.5. АРИЗ-85-В Усилим противоречие.

Парус не большой – маленький — отсутствующий парус.

“Паруса” нет, скорость увеличилась, но у корабля совсем нет устойчивости. Падает на бок в любом случае. В данном случае понимаем “парус” с прежними характеристиками и составом вещества. Парус из парусины.

«Для изобретателя особенно важно умение переводить ситуации в задачи минимальные и максимальные.

Минимальная задача может быть получена из ситуации по формуле: то, что есть, минус недостаток, или то, что есть, плюс требуемое достоинство (новое качество). Таким образом, минимальная задача получается из ситуации введением предельных ограничений на изменение исходной технической системы.

Максимальная задача, наоборот, получается предельным снятием ограничений: исходную систему разрешается заменить принципиально новой системой. Когда мы ставим задачу улучшить парусное оснащение судна — это минимальная задача. Если же задача ставится так: «Вместо парусника НУЖНО найти принципиально другое транспортное средство, имеющее такие-то

показатели»,- это задача максимальная». Альтшуллер Г.С., Творчество как точная наука, М., «Советское радио», 1979 г., с. 44-45.

Вроде бы все понятно и можно приступить к решению минимальной или максимальной изобретательской задачи. Но не тут-то было. Выше я написал, что существуют еще модели задач, которые можно получить по другим техническим противоречиям. Что ещё за другие технические противоречия?

ТП-3: Если парус сделать большим, то корабль будет устойчивым, но скорость уменьшится.

Что нужно улучшить в системе?

Парус сделать большим (увеличить площадь паруса).

(Вертикаль матрицы противоречий).

Зачем? Чтобы

Устойчивость корабля увеличить.

Какой НЭ появится?

Скорость уменьшится.

(Горизонталь матрицы противоречий).

Почему?

 Получили интересную модель задачи. Большой парус является не ускорителем, а тормозом для корабля, а устойчивость повышается. Как сделать так, чтобы парус не ускорял, а тормозил корабль для устойчивости корабля?

ТП-4: Если парус сделать не большим, то скорость корабля увеличится, но корабль будет неустойчивым.

Что нужно улучшить в системе?

Парус сделать не большим.

(Вертикаль матрицы противоречий).

Зачем? Чтобы

Увеличить скорость корабля.

Какой НЭ появится?

Корабль будет неустойчивым.

(Горизонталь матрицы противоречий).

Почему? …

Что мы уменьшили в парусе? Площадь, вес, состав? Какая связь “маленького” паруса и устойчивости корабля? Может проверить параметры корабля вообще? И только после удостоверения, что корабль устойчив в целом, браться за решение задачи о парусе и скорости?

Модель задачи: нужно увеличить скорость корабля и его устойчивость, но парус не нужен совсем.

                                    ТП 3-4: ИКР – корабль устойчивый и высокоскоростной.

Следующая конфликтная схема будет еще интересней.

ТП-5: Если парус сделать большим, то корабль будет неустойчивым, но скорость корабля увеличится.

Что нужно улучшить в системе?

Парус сделать большим (увеличить площадь паруса).

(Вертикаль матрицы противоречий).

Зачем? Чтобы

Корабль стал неустойчивым.

Какой НЭ появится?

Скорость корабля увеличится.

(Горизонталь матрицы противоречий).

Почему? …

ТП-5 – это диверсионная задача. Мы делаем наоборот не параметры паруса, а меняем отношение к требованиям. Нужный эффект становится нежелательным эффектом. А НЭ становится нужным нам эффектом (“плохое” становится хорошим). Диверсия? Как сделать так, чтобы большой парус сделал корабль неустойчивым, но скорость увеличил?

ТП-6: Если парус сделать не большим, то скорость уменьшится, но корабль будет устойчивым.

Что нужно улучшить в системе?

Парус сделать не большим.

(Вертикаль матрицы противоречий).

Зачем? Чтобы

Скорость уменьшилась.

Какой НЭ появится?

Корабль будет устойчивым.

(Горизонталь матрицы противоречий).

Почему? Да, это явно помеха… зачем нам устойчивый корабль?

 Маленький парус тормозит корабль, но повышает устойчивость!

Интересная мысль: тормоз повышает устойчивость. Устойчивость повышена за счет торможения… Отсутствующий парус тормозит корабль.

                       ТП 5-6: ИКР – корабль неустойчивый и тихоходный

ТП-7: Если парус сделать большим, то скорость уменьшится, но корабль будет устойчивым.

Что нужно улучшить в системе?

Парус сделать большим.

(Вертикаль матрицы противоречий).

Зачем? Чтобы

Скорость уменьшилась.

Какой НЭ появится?

Корабль будет устойчивым.

(Горизонталь матрицы противоречий).

Почему? …

Намеренно делаем большой парус, чтобы тормозить корабль, но повышать его устойчивость!

Трудно ли представить образ корабля с таким парусом, который большой, тормозит корабль и увеличивает его устойчивость? … Попробовать можно, если применить 9-экранную схему талантливого мышления.

ТП-8: Если парус сделать не большим, то корабль будет неустойчивым, но скорость увеличится.

Что нужно улучшить в системе?

Парус сделать не большим.

(Вертикаль матрицы противоречий).

Зачем? Чтобы

Корабль стал неустойчивым.

Какой НЭ появится?

Скорость увеличится.

(Горизонталь матрицы противоречий).

Почему? …

Сделать маленький парус, чтобы корабль стал неустойчивым (хорошо), но ускорить этим корабль (плохо).

                                      ТП 7-8: ИКР – корабль тихоходный и неустойчивый.

Кроме хорошей разминки для ума, метод вариативных ТП (8ТП) помогает сделать обзор возможных вариантов решений, в том числе используя диверсионный метод.

 А что будет, если технические противоречия группировать не по порядку, а первое с восьмым, седьмое со вторым и т.д.?

 ТП-1: Если парус сделать большим, то скорость корабля увеличится, но корабль будет неустойчивым.

ТП-8: Если парус сделать не большим, то корабль будет неустойчивым, но скорость увеличится.

ИКР – корабль высокоскоростной и неустойчивый.

ТП-7: Если парус сделать большим, то скорость уменьшится, но корабль будет устойчивым.

ТП-2: Если парус сделать не большим, то корабль будет устойчивым, но скорость уменьшится.

ИКР – тихоходный корабль и устойчивый.

ТП-3: Если парус сделать большим, то корабль будет устойчивым, но скорость уменьшится.

ТП-6: Если парус сделать не большим, то скорость уменьшится, но корабль будет устойчивым.

ИКР — корабль устойчивый и тихоходный.

ТП-5: Если парус сделать большим, то корабль будет неустойчивым, но скорость корабля увеличится.

ТП-4: Если парус сделать не большим, то скорость корабля увеличится, но корабль будет неустойчивым.

ИКР – корабль неустойчивый и высокоскоростной.

Варианты для модели ИКР:

 ТП 1-2: ИКР – корабль высокоскоростной и устойчивый.

Как высокоскоростной корабль сделать устойчивым?

ТП 3-4: ИКР – корабль устойчивый и высокоскоростной.

Как устойчивый корабль сделать высокоскоростным?

ТП 5-6: ИКР – корабль неустойчивый и тихоходный

Как неустойчивый корабль сделать тихоходным?

ТП 7-8: ИКР – корабль тихоходный и неустойчивый.

Как тихоходный корабль сделать неустойчивым?

 

ТП 1-8: ИКР – корабль высокоскоростной и неустойчивый.

Как высокоскоростной корабль сделать неустойчивым?

ТП 7-2: ИКР – тихоходный корабль и устойчивый.

Как тихоходный корабль сделать устойчивым?

ТП 3-6: ИКР — корабль устойчивый и тихоходный.

Как устойчивый корабль сделать тихоходным?

ТП 5-4: ИКР – корабль неустойчивый и высокоскоростной.

Как неустойчивый корабль сделать высокоскоростным?

 

Два противоположных требования к кораблю:

  1. Корабль должен быть устойчивым и должен быть высокоскоростным.
  2. Корабль должен быть неустойчивым и должен быть тихоходным.

Устойчивый высокоскоростной против неустойчивого тихохода.

 Вопросы, моделирующие 8 задач:

  1. Как высокоскоростной корабль сделать устойчивым?
  2. Как устойчивый корабль сделать высокоскоростным?
  3. Как неустойчивый корабль сделать тихоходным?
  4. Как тихоходный корабль сделать неустойчивым?
  5. Как высокоскоростной корабль сделать неустойчивым?
  6. Как тихоходный корабль сделать устойчивым?
  7. Как устойчивый корабль сделать тихоходным?
  8. Как неустойчивый корабль сделать высокоскоростным?

Пример для бизнеса:

  1. Как дорогим товаром удержать клиента?
  2. Как надежному клиенту повысить цену на товар?
  3. Как незаинтересованному клиенту снизить цену?
  4. Как дешевым товаром прогнать клиента?
  5. Как дорогим товаром прогнать клиента?
  6. Как дешевым товаром удержать клиента?
  7. Как надежному клиенту снизить цену на товар?
  8. Как незаинтересованному клиенту повысить цену на товар?

Вопросы можно поставить и по-другому:

  1. Маленький парус ускоряет этот корабль.
  2. Маленький парус тормозит этот корабль.
  3. Большой парус делает корабль этот устойчивым.
  4. Большой парус делает корабль этот неустойчивым.
  5. Паруса нет вообще, но есть большая скорость устойчивого этого корабля.
  6. Огромный парус выполняет все нужные функции для этого корабля.
  7. ВПР (вещественно-полевые ресурсы) корабля, надсистем или подсистем сами выполняют нужные функции за счет других систем и их ресурсов.
  8. Меняющийся размер, вес, состав паруса от 0 до бесконечности меняет скорость и устойчивость корабля от 0 до бесконечности.

Парус должен быть большим, чтобы ускорить корабль, и парус должен быть маленьким, чтобы корабль был устойчивым.

При всем многообразии вариантов затерялось первое противоречие. Как увеличив парус, не потерять устойчивость корабля? В бизнесе может звучать так: как повысить цену и удержать клиента?

Итоговые выводы:

Метод вариативных технических противоречий дает широкий обзор возможных моделей задач. Выбор задачи для решения делает решатель. Возможно, нужно решать все задачи, чтобы было больше разных интересных решений.

 

Схема графического построения технических противоречий дана в другой моей работе «Формулирование технических противоречий ТРИЗ с помощью декартовой системы координат».

 

Инструмент X -X
Парус Большой Маленький
Изделие   Y -Y Y -Y
Скорость Y1 Увеличилась Уменьшилась Увеличилась Уменьшилась
Устойчив. Y2 Увеличилась Уменьшилась Увеличилась Уменьшилась
Если То Но
X1,Y1,-Y2 ТП-1: Парус Большой Скорость Увеличилась Устойчив. Уменьшилась
-X1,Y1,-Y1 ТП-2: Парус Маленький Устойчив. Увеличилась Скорость Уменьшилась
Если То Но
X1,Y2,-Y1 ТП-3: Парус Большой Устойчив. Увеличилась Скорость Уменьшилась
-X1,Y1,-Y2 ТП-4: Парус Маленький Скорость Увеличилась Устойчив. Уменьшилась
Если То Но
X1,-Y2,Y1 ТП-5: Парус Большой Устойчив. Уменьшилась Скорость Увеличилась
-X1,-Y1,Y2 ТП-6: Парус Маленький Скорость Уменьшилась Устойчив. Увеличилась
Если То Но
X1,-Y1,Y2 ТП-7: Парус Большой Скорость Уменьшилась Устойчив. Увеличилась
-X1,-Y2,Y1 ТП-8: Парус Маленький Устойчив. Уменьшилась Скорость Увеличилась

Алексей Юрьевич Щинников

г.Саратов, апрель, 2016

Скачать файл 8-ТП можно по ссылке 

 

Похожие статьи:

Постоянная ссылка на это сообщение: http://oribus.ru/i-triz/metod-vybora-i-analiza-zadach-s-pomoshhyu-variativnosti-texnicheskix-protivorechij-8-tp.html

Добавить комментарий

Здравствуйте!

Подготовка по ТРИЗ
http://triz-reshatel.ru/izuchenie
в Саратове +7 927 059 71 78