Почему ТРИЗ работает как научный подход?

До люди, не связанные с наукой, решали задачи «Методом проб и ошибок». А более «продвинутые» использовали методы активации мышления подобно «Мозговому штурму».

С появлением и развитием теории решения изобретательских задач, её массовым применением в различных областях, обнаружилось, что ТРИЗ действительно является методом, развивающим «сильное мышление». Объяснить этот феномен не мог и сам автор теории Генрих Альтшуллер. Когда его спрашивали: «Что такое ТРИЗ?», он отвечал, что это просто хорошее мышление.

Я предлагаю свою гипотезу, которая объясняет феномен сильного мышления, развивающегося у человека, изучающего ТРИЗ.

Большая часть современного научного знания построена с помощью гипотетико-дедуктивного метода, пишет Д.А. Гусев в книге «Удивительная логика», предполагающего выполнение алгоритма, который состоит из четырех звеньев:

  1. Сначала обнаруживаются определенные факты, относящиеся к какой-то области действительности.
  2. Затем выдвигается первоначальная гипотеза, обычно называемая рабочей, которая на основе некоей повторяемости найденных фактов конструирует наиболее простое их объяснение.
  3. Далее устанавливаются факты, которые не встраиваются (не вписываются) в неё.
  4. И наконец, уже с учетом этих выпадающих из первоначального объяснения фактов, создается новая, более разработанная, или научная, гипотеза, которая не только согласует все имеющиеся эмпирические данные, но и позволяет предсказать получение новых, или, говоря иначе, из которой можно вывести (дедуцировать) все известные факты, а также указать на неизвестные (т. е. пока не открытые).

 

Гипотетико-дедуктивный метод — это теоретический метод научного познания, основанный на дедуктивном выводе следствий из гипотезы (или системы гипотез) и их эмпирической (экспериментальной) проверке. Ученые стремятся придавать своим теориям структуру гипотетико-дедуктивной системы.

Проведем аналогию с ходом выявления, постановки и решения изобретательской задачи:

  1. Есть ситуация, некий сегмент жизни. Например, форточка открыта.
  2. Существует рабочая гипотеза, с которой все согласны — форточка открыта для пропускания в помещение свежего воздуха (проветривания).
  3. На третьем этапе появляется изобретательская ситуация, которая служит отправной точкой применения ТРИЗ. Появились факты, которые не укладываются в первоначальную гипотезу. Этими фактами становятся такие нежелательные эффекты, как сдувание ветром бумаг со стола.
  4. Возникшее противоречие, связанное с тем, что известный факт «открытая форточка», по первой гипотезе нужна для «проветривания помещения», не совпадает с новыми фактами, такими как «открытая форточка» нужна для «сдувания ветром бумаг со стола». Появилась «научная задача», которую можно описать тризовским техническим противоречием: «Если форточка открыта, то помещение проветривается, но ветер сдувает бумаги». Полученная изобретательская задача решается средствами ТРИЗ и создаётся новая гипотеза, которая устраивает всех. По новой гипотезе форточка открыта, но в другом, соседнем помещении, а это в свою очередь согласует факты, что помещение проветривается, и ветер не сдувает бумаги.

 

Такая аналогия даёт ответ на вопрос «Почему ТРИЗ развивает сильное, хорошее мышление?».

Ответ заключается в том, что решение изобретательских задач идёт по методу, схожему с научным гипотетико-дедуктивным методом.

Похожие статьи:

Add a Comment