ТРИЗ — это теория о создании образов?

Творчество копия – теория решения изобретательских задач или теория создания образов?

Будущее будет за теми разработчиками сильного мышления, кто сумеет понять, что эта теория создана для развития воображения научным методом.

Произошло ли соединение науки и фантазии?

Что же на самом деле представляет собой ТРИЗ? Что в ней так привлекает многих людей? Этим вопросом я задавался с момента, когда сам узнал о ТРИЗ.

Необычность ТРИЗ в том, что это наука о воображении, а не о технических системах! Парадокс… так много технических терминов в теории, а на практике фантазия. Не отпугнет ли этот тезис людей, кто привык иметь дело с конкретным техническим устройством или системой бизнеса? А уж те, кто привык иметь дело с законодательством или бухгалтерией и подавно могут не понять зачем им ТРИЗ.

Не все так страшно. Человек – это носитель картинок в своей голове, которые могут еще и меняться, если он того пожелает.

Правильней будет, если говорить о ТРИЗ, как об изобретательстве в сферах, которые могут быть системами.

Все встает на свои места, когда происходит понимание того, что если человек может представить систему, то он может использовать ТРИЗ для изменения образов в своем воображении.

Привлекает людей слово Идея! Идея, которую можно создавать по желанию.

“Иде́я (др.-греч. ἰδέα — видность, вид, форма, прообраз) в широком смысле — мысленный прообраз какого-либо предмета, явления, принципа, выделяющий его основные, главные и существенные черты”. Википедия.

После завещания автора теории продолжать развитие ТРИЗ до ОТСМ (общей теории сильного мышления) не остается сомнений, что ТРИЗ не может развиваться без понимания того, что в основе человеческого мышления находятся образы, которыми человек мыслит. Человек сначала должен увидеть в своем воображении образ, а потом  это описать словами. Технология, по которой создаются образы, называется ТРИЗ. Со мной многие могут не соглашаться, особенно те, кто так привык к своей картине мира, в которой ТРИЗ – это только техника.

Слово “изобретение” относится к изменению или созданию образа из “старых” образов. Фактически происходит преобразование имеющихся стереотипов в сознании человека, которые можно назвать психологической инерцией образов.

Сложившийся стереотип о том, что ТРИЗ является инженерной наукой, негативно сказывается на развитии, как теории управления творчеством вообще. Да, с помощью алгоритмов и других инструментов ТРИЗ решаются многие проблемы, связанные с техникой. Но не будет решена ни одна проблема, если у человека не будет развито воображение и, одновременно, системное мышление.

На мой взгляд, шло правильное развитие ТРИЗ, когда в нем активно развивались методы РТВ (развития творческого воображения).

Неужели работы Г.С.Альтшуллера по РТВ были всего лишь забавой?

Вот яркий пример того, что творчество автором ТРИЗ рассматривалось как технология.

 

“ПИСЬМО 40. 30.06.1993

Вы спрашиваете: понятна ли «Двойная спираль» читателю — не химику. Да, понятна. И в то же время статья имеет все шансы остаться непонятной. Прочитав статью, читатель не химик не сможет использовать её в качестве тризного инструмента.

Перед войной, мне попало в руки шикарное издание переводной книги американца Ассена Джорданова «Ваши крылья». Популярное изложение основ теории и практики «летания» на самолетах. Книга произвела на меня колоссальное впечатление — так здорово она была написана. Вскоре вышла вторая книга этой серии — «Артиллерия», написанная группой советских авторов. Впечатление почти нулевое: содержание добротное, но читать скучно.

Я был тогда мал и глуп. Дальше тривиального вывода, что бывают хорошие авторы и плохие авторы, не пошел. Вновь «лоб в лоб» я столкнулся с этой проблемой в середине 80-х годов, когда отрабатывал — в рамках РТВ — тему «Сочинение сказок» (мультфильмов). На этот раз я не мог не заметить ясную (почти для каждого тризовца) мысль: параметры конструирования сказки должны быть согласованы с параметрами воспринимающей части этой системы – сознанием читателя. К сожалению, почти все сказки были написаны с прекрасным игнорированием этого правила.

Несколько лет назад по телевидению пошел поток диснеевских мультфильмов. Я подумал: вот неисчерпаемый источник классных задач по РТВ! Вооружился бумагой и терпением. И стал анализировать подвиги диснеевских героев. И с ходу налетел. Зафиксированные задачи оказались неинтересными, а решения — неостроумными. Причина простая: диснеевские авторы специально рассогласовывают резонанс! Специально дают задачу в таком темпе, что читатель (зритель) не успевает критически их осознать. Благодаря этому создается имитация потока красивых задач и великолепных решений. Хотя на самом деле из десяти диснеевских задач девять не остроумны и не красивы.

Вот ответ на Ваш вопрос. Специальная статья не может без использования специальных механизмов быть понятной и интересной читателю-специалисту и читателю не специалисту. И сразу же возникает противоречие: специальные механизмы, обеспечивающие согласование, должны быть, и не должны быть, чтобы не делать материал громоздким.

Впереди — семинары по исследовательскому творчеству. Почему бы не использовать проблему в качестве учебной?”.

Теория решения изобретательских задач была создана не только инженером. Генрих Саулович был известным писателем-фантастом. Он же автор Регистра научно-фантастических идей.

В одной из своих работ он писал: “Все, что человек способен представить в своем воображении, другие сумеют претворить в жизнь» — эти слова принадлежат Жюлю Верну. Действительно, история научной фантастики дает яркие примеры превращения «невозможного» в «возможное». Столетняя история научной фантастики свидетельствует: у смелых идей большая вероятность осуществления, чем у идей осторожных.

ПИСЬМО 44, Г.С.Альтшуллера, 07.09.1966.

“Существует явление, которое я бы назвал законом перехода идеи (темы). Новая идея чаще всего возникает в поджанре «фантастика как метод». Ее считают вненаучной. Она и в самом деле выглядит довольно наивно. Через некоторое время идея переходит в другой поджанр (как электрон — на другой уровень) — научно-фантастический. Тут уже идея приобретает нф-обоснование. Иногда идея даже «заскакивает в поджанр «нф-гипотезы», где требуется вполне солидное (почти на научном уровне) обоснование. Затем идея переходит в ведение социальной (иногда -философской) фантастики, рассматривающей реальные следствия (тут должна быть сохранена научность), или политической фантастики, рассматривающей гротескные следствия (научность не нужна). А завершается все переходом идеи в поджанр юмористической фантастики, где научность не только не нужна, но даже вредна.

Разумеется, это лишь одна из схем. Идея может возникнуть и где-то «на середине пути»; переходы будут короче. Вообще, идеи — лихой народ, они часто нарушают правила движения. Но правила есть”. http://www.altshuller.ru/corr/correspondence1.asp#1

Я не буду приводить другие примеры, ярко представляющие Г.С.Альтшуллера, как человека, который впервые в истории соединил научный метод и воображение. Он дал систему  инструментов для преобразования идей! Это и есть важная часть науки о творчестве – инструментальность.

Что стоит первым в теории решения изобретательских задач, наука или воображение? Они вместе – наука о воображении. Теория создания образов. При таком понимании легче быть творческим, так как слово “наука” не будет тянуть камнем к закостенелым догмам. Всегда нужно мыслить смело, воображать открыто, но научно, как предложил гениальный Альтшуллер. Смелость мысли – это главное, что есть в ТРИЗ. И потому никто не может давать оценку вашему воображению, кроме тех, кого вы любите.

Каждый, кто не боится воображения, может стать фантазером, и, одновременно, профессионалом в своем деле. Не важно, кто мы по профессии, важно, что ТРИЗ можно использовать для своих идей.

Творчество, как наука!

И вот еще о ТРИЗ как о новой науке о творчестве: » «Революция в способах решения задач не случайно началась именно в технике. Только в технике существует  патентный фонд; в науке и искусстве данные о новшествах разбросаны, растворены в необъятной литературе.

Закономерности развития систем проявляются в технике отчетливее: негодная теория иногда живет очень долго, негодная машина просто не будет работать. Изобретатель может искать готовые ключи к задачам в физике, а где искать такие ключи (да и существуют ли они?) для «задач на открытие»?..

И все-таки новая технология решения творческих задач в той или иной форме неизбежно распространится и за пределы техники. Насколько далеко? Трудно сказать. Кто мог предвидеть, что из опыта Герца, из уравнений Максвелла, из грозоотметчика Попова возникнет радиотехника, ныне так или иначе влияющая на жизнь каждого человека?..

По-видимому, возможности управления процессом мышления безграничны. Их нельзя исчерпать, потому что Разум, величайший инструмент познания и преобразования мира, способен преобразовывать и себя самого. Кто может сказать, что есть предел процессу очеловечивания человека?.. До тех пор, пока будет существовать человек, будет совершенствоваться управление этой силой. Мы лишь в самом начале долгого пути».
Альтшуллер Г.С., Творчество как точная наука, М., «Советское радио», 1979 г., с. 151.»

А.Ю.Щинников, 2016, апрель

Похожие статьи:

Add a Comment