ТРИЗ и ТРТЛ

Altshuller-150x150Генрих Саулович создал мировоззренческую теорию . Мастер, изготавливающий меч, всегда позаботится о ножнах.  (Теория решений изобретательских задач) без ТРТЛ (Теории развития творческой личности) просто инструмент. В сочетании с ТРТЛ, становится инструментом нравственности.  Инструменты ТРИЗ изобретут изобретателя. Достойная цель — это основа ТРИЗ, точка опоры.

ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ, ТРТЛ

Это последняя крупная работа Г.С. Альтшуллера.

Вот что писал сам автор теории:

«Каждый инструмент оказывает обратное действие на человека, использующего этот инструмент. ТРИЗ — инструмент для тонких, дерзких, высокоорганизованных мысленных операций. Решение одной задачи ещё не меняет стиля мышления, но в ходе занятий решаются десятки, сотни задач, постепенно мышление перестраивается: становится более гибким и управляемым. […]

ТРИЗ обеспечивает выход на решение, близкое к идеальному, но творческий процесс не сводится к одному лишь поиску решения. Необходимо довести найденную идею до уровня работоспособной и технологичной конструкции, «обжелезить» её, добиться как можно более широкого внедрения. А затем — взяться за решение новой проблемы. Из практики известно, что средний срок внедрения среднего по уровню изобретения составляет 7-10 лет.

Это значительный отрезок времени в жизни человека. Борьба за внедрение часто связана с большими личными потерями, с колоссальными затратами сил и времени, непониманием окружающих, необходимостью «пробивать» идею. Новатору порой приходится терпеть и материальные лишения, и отчуждение от родного коллектива. Гораздо спокойнее жить без творчества, быть «как все», не «фантазировать»… Как заставить человека выйти из болота обыденности, презреть отчетливо видимые трудности и вступить в схватку с косностью и консерватизмом?

Общие призывы и лозунги здесь бессильны. Необходимо тщательно, шаг за шагом готовить человека к предстоящим творческим битвам, к возможным временным поражениям и неизбежным трудностям. Человек, знающий о подстерегающих в пути опасностях, сумеет проложить верный, наиболее разумный маршрут.

Для формирования активной творческой позиции нужны как минимум шесть качеств:

1. Наличие достойной цели — новой (или недостигнутой), значительной, общественно-полезной.

2. Умение программировать достижение поставленной цели.

3. Большая работоспособность по выполнению намеченных планов.

4. Умение решать творческие задачи в выбранной области, владение техникой преодоления противоречий на пути к цели.

5. Готовность «держать удар»: отстаивать свои идеи, выносить непризнание, непонимание.

6. Результативность: на пути к конечной цели должны регулярно вырабатываться промежуточные результаты.

Воспитание комплекса творческих качеств — главная цель жизненной стратегии творческой личности (ЖСТЛ). Метод построения ЖСТЛ обычный для всех исследований в ТРИЗ: анализ больших информационных массивов (с целью выявления общих закономерностей). Изучено свыше тысячи биографий творческих личностей.

Удалось проследить становление и развитие творческой личности на протяжении всей жизни. На историко-биографических примерах убедительно доказано: творческий образ жизни доступен каждому, для этого не нужны особые прирожденные способности или сверхблагоприятные условия. В силах любого человека выбрать достойную цель и начать планомерную борьбу за её достижение.

Подробно рассматривая путь к цели, ЖСТЛ дает человеку суммированный жизненный опыт поколений творцов: предупреждает о типичных опасностях, рекомендует конкретные методы их преодоления, предсказывает наиболее сильные ходы. Систематические исследования по ЖСТЛ постепенно формируют новую область знания — теорию развития творческой личности (ТРТЛ)».

Альтшуллер Г.С., Справка ТРИЗ-88 (рукопись), Баку, 1988 г.

Следует подчеркнуть, что в мировой литературе, начиная с Древней Греции, вышло в свет немало произведений, где анализировались биографии великих людей… Таковы, например, произведения Диогена Лаэртского, Плутарха, Светония, Вазария, Гельвеция, Ромена Роллана, Стефана Цвейга и многих других. Но Г.С. Альтшуллер впервые предложил стройную теорию развития творческой личности в противодействующем ей – как правило – окружении.

В своих выступлениях, письмах и книгах Г.С. Альтшуллер писал о творческом пути человека в ТРИЗ в виде последовательности:

Решатель → Преподаватель ТРИЗ → Разработчик ТРИЗ → Творческая личность

Пока этот процесс, увы, обладает невысоким КПД:

«… постепенно появляются люди, способные постоянно и эффективно работать при любых условиях. Люди, которые смотрят на ТРИЗ как на ГЛАВНУЮ свою профессию. Но из десяти слушателей появляется один преподаватель, из десяти преподавателей – один разработчик, из десяти разработчиков – один профессионал».

Альтшуллер Г.С., Вёрткин И.М., Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности, «Минск», Беларусь, 1994 г., с. 375.

 

Похожие статьи:

Add a Comment