ТРИЗ обладает потенциальной опасностью

Журнал ТРИЗ

В каких случаях  обладает потенциальной опасностью?

Выдержка из статьи Журнала ТРИЗ от 2.1.91 «Теория Решения Изобретательских Задач в 21 веке». Гриншпун В.А., Злотин Б.Л., Зусман А.В., Каплан Л.А., Просяник В.Н.

ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ

Когда в сороковые годы прошлого века двадцатилетний Генрих Альтшуллер начал свою титаническую работу, он не ставил целью создание новой науки, изменившей в конце концов все развитие человечества. Задумывалась только методика, помогающая решать изобретательские задачи в технике.

Но, родившись, эта методика как бы зажила своей жизнью — она непрерывно совершенствовалась, расширялась, включала новые инструменты, информационные материалы, элементы психологии и педагогики и т.п. Она находила применение в различных областях техники, а потом и науки, искусства, экономики и т.п. и со временем превратилась в науку, изучающую все, что как-то связано с решением творческий задач и проблем в любых областях человеческой деятельности. К моменту создания Ассоциации ТРИЗ в конце восьмидесятых годов прошлого века были сформулированы основные принципы ТРИЗ, не устаревшие и сегодня:

  • Развитие есть повышение степени идеальности системы, то есть отношения суммы выполняемых ею полезных функций к сумме факторов расплаты за их выполнение.
  • Существуют объективные и принципиально познаваемые законы развития, выявление их возможно путем анализа истории развития и соответствующих информационных фондов. Их использование позволяет прогнозировать и сознательно, целенаправленно (а не на базе метода проб и ошибок, то есть без перебора множества вариантов) совершенствовать системы различной природы.
  • Законы развития различных систем (в том числе и не технических, таких как общество, искусство, наука и т.п.) близки друг к другу (хотя имеются и определенные отличия). Это позволяет применять ТРИЗ в разных областях путем преобразования задач этой области для решения к типовым, принятым в ТРИЗ формулировкам.
  • Первично развитие систем, а не решение задач (любая система может развиваться, но не любая задача решаема). Получение нужного результата возможно путем решения различных задач. ТРИЗ обеспечивает анализ системы, преобразование поставленных ранее и выявление новый задач, выбор среди них таким, решение которых может дать наилучший результат.
  • Для решения задач используются специальные алгоритмы, например, (Алгоритм решения изобретательских задач – АРИЗ), обеспечивающие снижение сложности задач путем анализа и выявления их глубокой сути — противоречий — и решение путем разрешения или устранения сформулированных противоречий с помощью специальных поисковых инструментов — операторов (типовые приемы и принципы устранения и разрешения противоречий, стандарты на решение изобретательских задач).
  • Для поиска эффективных путей преобразования систем применяются специфические приемы моделирования структуры и функционирования (вепольный анализ).
  • Используются также специально подобранные и организованные высокоэффективные информационные фонды: фонды применения физических, химических, геометрических, психологических, социальных и других эффектов; фонд примеров к приемам разрешения и устранения противоречий и к стандартам (фонд задач-аналогов).
  • Для повышения эффективности поисковой работы человека применяются специальные приемы снятия психологической инерции, методики формирования творческой мотивации и творческого мышления.
  • Для обеспечения эффективности применения ТРИЗ используется комплексный подход к решению задач и развитию систем — от поиска принципиально новых идей до мелкого совершенствования отдельных узлов, деталей, элементов, от формирования замысла до окончательной его отделки, совершенствования системы на всех этапах ее жизненного цикла.
  • ТРИЗ впервые позволила выделить поиск новых решений в особую специальность – “поисковик” — со своим комплексом знаний, навыков, умений. Основной метод работы поисковика — решение задач в режиме диалога со специалистами в области, в которой задача сформулирована. Поисковик, опираясь на ТРИЗ, направляет поиск решений, специалисты дают нужную информацию, «привязывают» найденные идеи к своей системе.
  • Комплексное изучение и использование ТРИЗ в конечном итоге формирует у человека так называемое «ТРИЗовское мышление», суть которого в том, что перечисленные выше принципы переходят постепенно на подсознательный уровень, то есть нацеленность на идеальное решение, выявление и разрешение противоречий, выявление и использование закономерностей развития, системный подход и другие элементы становятся неотъемлемой частью мышления, проявляются при решении любых задач и проблем спонтанно, без сознательных усилий.
  • ТРИЗ сама есть развивающаяся система, ее развитие подчинено изучаемым ею же закономерностям. Поэтому возможно развитие ТРИЗ при помощи инструментов и методов самой ТРИЗ. Именно поэтому невозможен в ее развитии застой: постоянно происходит обновление теории, создание новых ее элементов, экспансия в новые области применения и т.п.
  • ТРИЗ обладает потенциальной опасностью как инструмент, повышающий могущество того, кто им владеет, и поэтому очень важно использование при обучении психологической подготовки (на базе Теории развития творческой личности и элементов теории развития коллективов), снижающей вероятность негуманного использования ТРИЗ.

ТРИЗ И ЛЮДИ

Любой инструмент изменяет того, кто им пользуется, и с самого начала обучения ТРИЗ было ясно, что пренебрегать влиянием ТРИЗ на человека нельзя. Очевидна была также и опасность попадания такого сильного инструмента решения различных задач в грязные руки. Эти и другие причины побудили Г.С.Альтшуллера совместно с И.М. Верткиным начать разработку совершенно нового направления в ТРИЗ — жизненной стратегии творческой личности (ЖСТЛ). С середины восьмидесятых годов элементы ЖСТЛ, превратившейся со временем в теорию развития творческой личности (ТРТЛ), преподавались во всех школам ТРИЗ, особенно широко использовались при работе с детьми.

Анализ возникающих в различных коллективах проблем с позиций ТРИЗ выявил специфические закономерности развития коллективов. Это позволило прогнозировать жизнь коллективов и управлять процессами их развития, не допуская возникновения застоя и других негативных явлений, “лечить больные коллективы”.

Родственная по смыслу статья «Ощущение силы«

Также читайте о статью о ТРТЛ

Похожие статьи:

Add a Comment