«

»

Распечатать Запись

ТРИЗ в Саратове

в Саратове «Решатели».
Изучение ТРИЗ и решение своих задач методами сильного неординарного мышления. Творческая мастерская Решателя де Орибуса.

Миссия клуба: Популяризация науки ТРИЗ в Саратовской области.

Члены клуба совместно находят идеи решений своих задач.

Расписание и другие организационные процессы в разработке.

__________________________

Еще при жизни автор ТРИЗ Г.С. Альтшуллер считал, что монополизация ТРИЗ (TRIZ) недопустима, что ТРИЗ (TRIZ) должна, как научное произведение, принадлежать всему человечеству, не должна иметь границ, что невозможно в одних руках сосредоточить единственно верный эталон.

Генрих Альтшуллер был не кабинетным теоретиком изобретательства, а практиком широкого спектра. Он смог решить задачи выживания теории в «неблагоприятной среде», а это были уже не технические, а социальные задачи.

С позиций ТРИЗ решение социальных и технических задач имеет много общего. В социальных задачах тоже есть Идеальный Конечный Результат, когда источник проблемы САМ, своими усилиями эту проблему и решает.

ТРИЗ — наука молодая. Рано утверждать даже то, что эта теория достигла «взрослости» в своем классическом виде — как инженерно-техническая дисциплина. Однако, несомненно и другое — человечество намного эффективнее в технической области, чем в социальной. Запустить спутник на Сатурн оказалось легче, чем договориться с соседями по планете о мирном сосуществовании. Поэтому столь необходимо развивать теорию — и практику — изобретательства в социальной сфере. Может быть, это будет одним из важных шагов к сохранению нашей маленькой планеты.

Когда вы начинаете развивать свой интеллект, вам становятся неинтересны разговоры-жалобы на все и вся, люди с которыми вы раньше общались, если они не начинают развиваться, часто уходят из вашего круга общения, общение с ними становится не интересным. Но есть и другой вариант, помочь человеку узнать, что есть возможность развиваться, развивать свой интеллект и становиться реальным хозяином своей жизни. Тогда общение с этим человеком станет другого качества и будет приятным и полезным для вас обоих.

Клуб Решатели

Решатели вместе решают задачи:

  •  Психология
  • Карьера
  • Дружба
  • Общество и история
  • Здоровье
  • Техника и фантастика
  • и духовное развитие
  • Развитие детей и стратегия жизни семьи
  • Достойная цель
  • Разрешение конфликтов
  • Развитие творческой личности
  • Изменение привычек
  •  Любые другие жизненные задачи.

Качества творческой личности

«Решить новую производственную задачу, используя ТРИЗ, можно за несколько дней. Или за несколько недель, если нужно дополнительное время на уточнение условий задачи и сбор необходимой информации. Решить — в смысле найти идею решения. Но идею надо разработать, доказать ее новизну и реальность, наконец, внедрить. Известный новатор, токарь-лекальщик, автор книги «Жизнь — поиск» Борис Федорович Данилов писал: «Создание новшества идет примерно по четырем этапам. Обдумывание идеи — это нелегко. Добиться ее признания значительно труднее. «Обжелезить» и довести образец до серийного выпуска почти невозможно. А получить положенное законом скромное вознаграждение уже невозможно вообще». Думается, в пылу полемики Данилов сгущает краски: вряд ли вот так — по четырем этапам — резко нарастают трудности. Но трудности при реализации новых идей, безусловно, существуют — и немалые. Вызваны они не столько кознями консерваторов, как полагает Данилов, сколько необходимостью (я бы сказал: закономерной необходимостью) ломать устоявшиеся научно-технические концепции, взгляды, представления о том, что возможно и что невозможно.
Борьба со старыми представлениями — трудный и сложный процесс. Изобретателю необходимо качество, которое в боксе называют «умением держать удар». И не только это качество. Тщательный анализ жизненного пути многих изобретателей позволяет выделить шесть качеств творческой личности — минимально необходимый «творческий комплекс».
1. Прежде всего нужна достойная цель — новая (еще не достигнутая), значительная, общественно полезная.
Пятнадцатилетний школьник Нурбей Гулиа решил создать сверхъемкий аккумулятор. Работал в этом направлении более четверти века. Пришел к выводу, что искомый аккумулятор — маховик; начал делать маховики — своими силами, дома. Год за годом совершенствовал маховик, решил множество изобретательских задач. Упорно шел к цели (один штрих: а. с. 1048196 Гулиа получил в 1983 г. — по заявке, сделанной еще в 1964 г.; 19 лет борьбы за признание изобретения!). В конце концов Гулиа создал супермаховики, превосходящие по удельной запасаемой мощности все другие виды аккумуляторов.
2. Нужен комплекс реальных рабочих планов достижения цели и регулярный контроль за выполнением этих планов. Цель остается смутной мечтой, если не будет разработан пакет планов — на 10 лет, на 5 лет, на год. И если не будет контроля за выполнением этих планов — каждый день, каждый месяц. В идеале нужна система (описанная Д. Граниным в книге «Эта странная жизнь»), которой придерживался биолог А. А. Любищев. Это регулярный учет выработанных часов, планомерная борьба с потерями
времени.
В большинстве случаев планы включают приобретение знаний, необходимых для достижения цели. Часто эти знания оказываются за пределами имеющейся специальности — приходится начинать с нуля. М. К. Чюрленис, задумав синтез музыки и
живописи, пошел в начальную художественную школу (а был он к этому времени высококвалифицированным профессиональным музыкантом): вместе с подростками осваивал азы живописи.
3. Высокая работоспособность в выполнении намеченных планов. Должна быть солидная ежедневная «выработка» — в часах или единицах продукции. Только на вспомогательную работу — составление личной картотеки — нужно около трех часов в день.
Картотека В. А. Обручева содержала 30 пудов (!) аккуратно исписанных листков тетрадного формата. После Ж. Верна, напоминаю, осталась картотека в 20 000 тетрадок.
4. Хорошая техника решения задач. На пути к цели обычно необходимо решить десятки, иногда сотни изобретательских
задач. Нужно уметь их решать. Биографы Огюста Пиккара пишут: «Изобретение батискафа коренным образом отличается от множества прочих изобретений, зачастую случайных и, во всяком случае, интуитивных. К своему открытию Пиккар пришел только
благодаря систематическим, продуманным поискам решения»… Разумеется, во времена Пиккара не было ТРИЗ, но создатель стратостата и батискафа умел видеть технические противоречия и владел неплохим — даже по современным меркам — набором приемов. Не случайно многие задачи, решенные в свое время Пиккаром, прочно вошли в задачники ТРИЗ — в качестве учебных упражнений.
5. Способность отстаивать свои идеи — «умение держать удар». Сорок лет прошло от мечты о спуске под воду до реального спуска первого батискафа. За эти годы Огюсту Пиккару довелось испытать многое: нехватку средств, издевки журналистов, сопротивление специалистов. Когда, наконец, удалось подготовить батискаф к «Большому погружению» (спуску на максимальную глубину океана), Пиккару было почти 70 лет, он вынужден был отказаться от личного участия в погружении: батискаф повел его сын Жак. Пиккар, однако, не сдался. Он начал работу над новым изобретением — мезоскафом, аппаратом для исследования средних глубин.
6. Результативность. Если есть перечисленные выше пять качеств, должны быть частичные положительные результаты уже на пути к цели. Отсутствие таких результатов — тревожный симптом. Нужно проверить, правильно ли выбрана цель, нет ли серьезных
просчетов в планировании.
Итак, шесть качеств. ТРИЗ непосредственно связана только с четвертым пунктом этого списка. Но качества образуют систему: нельзя добиться высоких показателей по одному пункту, если на нуле все остальные. Поэтому в последние годы в программах обучения ТРИЗ все большее место отводится комплексному развитию качеств, присущих творческой личности. Достигается это включением в программы конкретных примеров, относящихся ко всему комплексу качеств (жизнь М. Ломоносова) или к отдельным качествам (например, подробно изучается система А. А. Любищева). Разумеется, показ на примерах — начальная форма обучения.
По каждому из пяти пунктов (шестой — результат первых пяти) нужна технология: методика, набор рабочих инструментов. Между тем хорошо разработанная технология есть пока только по четвертому пункту и отчасти по второму. С 1983/84 учебного года в программы занятий стали включаться элементы теории выбора цели, опирающейся на анализ формируемого коллективными усилиями Фонда Целей.

Источник:  http://www.altshuller.ru/altshuller_main/

Похожие статьи:

Постоянная ссылка на это сообщение: http://oribus.ru/i-triz/triz-v-saratove.html

Добавить комментарий

Здравствуйте!

Подготовка по ТРИЗ
http://triz-reshatel.ru/izuchenie
в Саратове +7 927 059 71 78