Всё ли Вы знаете о классической ТРИЗ? Как я сделал открытие в самой ТРИЗ

Всё ли Вы знаете о классической ?

Как я сделал открытие в самой ТРИЗ

Алексей Щинников, г.Саратов

В этой статье:

  1. О том, как я открыл еще 6 моделей ТП (ТП-3, 4, 5, 6, 7, 8) и еще…
  2. Как родился метод CPS TRIZ.

ТРИЗ изучают для создания нового. В 2015 году я задался вопросом о новом в самой ТРИЗ. Ведь теория изобретательства не может находиться в единственно верном состоянии — она должна развиваться. Есть ли что-то, что можно было бы развивать в самой теории? Подумав об этом, я отложил размышления, считая, что уже все придумано.

Однако я стал экспериментировать с графическими моделями технических противоречий. Мне было интересно комбинировать элементы модели с добавлением других элементов.

Так появилась игра “Решалочка”. Это игра в “Наоборот”. Делая записи целей, средств их достижения, полей контекста цели, функции, а также их противоположности (антицели, антисредства, антиполя, антифункции), я обнаружил, что это даёт мощный толчок мышлению по вытаскиванию идей из подсознания. Ответы на задачи получались автоматически. Нужно было только следовать инструкции, которая заключалась в простом действии – располагать на графических моделях “Ленты Мёбиуса” элементы рассматриваемой проблемы.

После некоторых отходов в другие стороны, которые мне не дали интересного результата, я вернулся к “Решалочке”, и увидел, что части ленты напоминают части квадрата. Это было начало открытия.

В свое время мне встречался в интернете “Квадрат Декарта” с комбинациями вопроса “Что будет, если это произойдет”. Изучив квадрат, меня озарило, что это формулирование технических противоречий ТРИЗ. “Если сделать так, то будет хорошо это”. Вторая комбинация указывала на нежелательный эффект технического противоречия — “Если сделать так, то будет плохо это”. В итоге, квадрат Декарта другими словами давал формулы двух моделей ТП (1,2).

Если есть квадрат Декарта, то конечно есть и его система координат, где пересекаются оси Y и Х.

Дальнейшие открытия пошли сами собой. Метод CPS TRIZ рождался автоматически путем логических комбинаций. Ось Y – это цели (свойства изделия), а на оси X – располагались состояния средства (состояния инструмента, предмет спора, причины противоречия). Великий математик Рене Декарт спустя столетия помог обнаружить логическую связь и новые комбинации моделей конфликта. Как известно, ТРИЗ помогает разрешать конфликты в системах, чтобы сделать изобретение.

Таким образом в теории ТРИЗ появилось дополнительно 6 (шесть) комбинаций технических противоречий. В методе CPS они названы противоречивыми функциями, чтобы не шокировать тех, кто считает, что в ТРИЗ уже все придумано.

Всего комбинаций технических противоречий получилось восемь. Из них логически следуют задачи для решения, которые также получаются путем логических комбинаций. И, конечно же, сам появляется идеальный конечный результат (ИКР).

Дело в том, что моё открытие – это природное явление, факт. От него не спрячешься. Логика, а точнее, больше математика.

Открытие есть, ему должно быть применение. Оно сразу же нашлось, ведь  и сделано было в результате поиска инструмента для прояснения проблем, появлявшихся в результате конфликтов людей.

Кроме того, таблица комбинаций ТП и задач дало еще один эффект. Известный диверсионный подход стал логической частью метода CPS. Я связал прямой и инверсный подход к решению изобретательских задач в один метод прояснения проблемных ситуаций (Кларификация проблемных ситуаций, Clarification of problematic situations).

Мой метод не отменяет, а дополняет классическую ТРИЗ. Особенная польза метода в области медиации (посредничестве в спорах и конфликтах людей). Конфликт описывается в моделях CPS и анализируется посредником для помощи людям в сложной ситуации конфликта и ссоры.

Уверен, это открытие только начало. Ведь моя находка показала связь технических противоречий с бухгалтерским балансом, с методом двойной записи Луки Пачоли. А это хорошие перспективы для развития ТРИЗ в сфере анализа хозяйственной деятельности предприятий.

В январе 2017 года, благодаря помощи профессионального математика-логика Антона Никулина, я завершил описание метода CPS TRIZ (Clarification of problematic situations).

“Бороться и искать, найти и не сдаваться”. Простое любопытство, желание увидеть дальше, чем есть, дерзость мысли – это то, чему учит автор теории решения изобретательских задач Г.С.. Его дух творчества, которым он зарядил тысячи людей по всему миру, продолжает вести вперед, помогая делать открытия в том, что уже считалось незыблемым — в самой классической ТРИЗ.

А., г.Саратов

 

 

 

 

 

 

 

Похожие статьи:

Add a Comment