Перейти…

ТРИЗ Саратов

Теория, практика, игры

RSS Feed

18.12.2017

Алгоритм-схема Решалочка. Версия 3


 

Алгоритм-схема “Решалочка”

для графического сопровождения решения

 изобретательских задач невысокой сложности

 Автор А.Ю.Щинников

Просто начни рисовать на схеме:

1. Ц. Поставь цель (желаемый результат). Опиши подробно необходимые желаемые свойства, которых сейчас нет (отсутствующие желаемые свойства).
2. В1. Выбери объект, который нужно изменить для достижения цели, и опиши подробно исходные свойства (до изменения).
3. В2. Выбери средство изменения объекта, и опишите подробно его свойства.
4. ПД. Опиши физическое действие средства на объект (Полезное Действие — ПД) по форме из трёх слов: средство изменяет объект.
5. П1. Сделай рисунок в разных проекциях, блок-схему.
Ответь на вопросы:
a) Как физически средство изменяет объект. (Поля МАТХЭМ). Механически, акустически, температурно, химически, электромагнитно и т.д.
b) Где конкретно средство начинает изменять объект, а где заканчивает?
c) Когда конкретно средство изменяет объект? Время начала и конца (в моментах, секундах, минутах, часах и т.д.).
6. Оцени правильность и понятность расположения объектов на схеме в разделе Цель.
7. Р. Есть ли расплата за выбранное средство? Опиши НЭ (Нежелательный Эффект) и затраты.
8. В3. Элемент с реакцией Расплаты (НЭ)? (Определите подсистему или её свойство).
9. НД. Опиши вредное физическое действие (Нежелательное Действие — НД) по форме из трёх слов: В3 влияет на /В1 или В2 или их подсистему (или её свойство)/.
10. П2. Ответь на вопросы:
a) Как физически происходит НД. (Поля МАТХЭМ).
b) Где конкретно впервые возникает вредное физическое действие, а где заканчивается?
c) Когда конкретно производится НД. Время начала и конца (в моментах, секундах, минутах, часах и т.д.).
11. Подведи итог. Идея устранения НД на 100% найдена? Соответствует ли идея ИКР?
12. Обязательно перейди на следующую ленту и проделай шаги с 1 по 11.

Рисование названий объектов на схеме может происходить не по порядку, но в итоге должна сложиться понятная и ясная логическая схема.
Идея решения может прийти на любом шаге. Запиши, и продолжи поиск более сильных идей.
В3 может быть =В2 или = В1, или их элементом.
Если П= неизвестно, то П= внутренний ресурс В1,В2,В3.
Если в ПД есть частица “Не”, то НД=АнтиПД.
ПД – полезное действие.
НД – нежелательное действие.
В1 – объект изменения.
Ц – цель изменения В1.
В2 – средство воздействия.
П – поле (место, время, энергия).
Р – расплата за В2.
В3 – элемент с реакцией Р.
ИКР = Ц+П1-В3.
На второй и последующих лентах П1 – это альтернатива, не то поле, что было в предыдущем П2. Это Не П2. Нужно подобрать другое поле.
В2 в других лентах можно заменять неизвестным Х-элементом (ресурсом), если пока еще средство достижения цели неизвестно.

Пример решения изобретательской задачи

В спектакле «Выбор» главный герой – талантливый художник, на картинах которого каждый видит что-то свое. Картины эти должны быть на сцене. Но как ни рисуй картины, а на них будет конкретное изображение. Как сделать, чтобы зрители спектакля тоже видели на картинах каждый свое?

1. Ц. Поставь цель (желаемый результат). Опиши подробно необходимые желаемые свойства, которых сейчас нет.

Каждый зритель спектакля видит на картинах своё. Отсутствующие свойства — уникальность изображения на картине для каждого зрителя.

2. В1. Выбери объект, который нужно изменить для достижения цели, и опиши подробно исходные свойства.

Зритель. Исходные свойства: смотрит глазами спектакль, слышит ушами голос актеров, сидит в кресле в зале. Каждое кресло по расположению имеет пространственное различие с другими креслами.

3. В2. Выбери средство изменения объекта, и опишите подробно его свойства.

Картина на сцене. Имеет раму, форму, холст, изображение, цвет.

4. ПД. Опиши физическое действие средства на объект (Полезное Действие — ПД) по форме из трёх слов: средство изменяет объект.

Картина отражает свет в глаза зрителя (Картина отражается в глаз).

5. П1. Сделай рисунок в разных проекциях, блок-схему.


Ответь на вопросы:
a) Как физически средство изменяет объект. (Поля МАТХЭМ). Механически, акустически, температурно, химически, электромагнитно и т.д.

При появлении картины на сцене, световая энергия переносит статичное изображение картины в глаза зрителя.

b) Где конкретно средство начинает изменять объект, а где заканчивает?

В зале. А конкретно в глазах зрителя. Свет попадает в глаза, и переходит в мозг (воображение) зрителя.

c) Когда конкретно средство изменяет объект? Время начала и конца (в моментах, секундах, минутах, часах и т.д.).

В момент попадания светового отражения изображения в глаз.

6. Оцени правильность и понятность расположения объектов на схеме в разделе Цель.

Поставлена цель – каждый зритель спектакля видит своё изображение картины на сцене.
Объектом улучшения выбран зритель, так как воздействие идет на него. Средством воздействия выбрана картина со статичным изображением. Действие, которое выполняет картина — картина отражает свет в глаза зрителя. Зрителя картина меняет в световом поле, так как свет действует на глаз. Во время попадания изображения в глаз через свет. Потом изображение преобразуется в мозге зрителя.

7. Р. Есть ли расплата за выбранное средство? Опиши НЭ (Нежелательный Эффект) и затраты.

Изображение на картине статичное. Одно. Что нарисовано, то и переходит зрителю через свет.

8. В3. Элемент с реакцией Расплаты (НЭ)? (Определите подсистему или её свойство).

Нежелательный эффект возникает в глазах зрителя. В3 – глаз зрителя, который улавливает свет со статичным изображением. Конкретно – место соприкосновения глаза и света.

9. НД. Опиши вредное физическое действие (Нежелательное Действие — НД) по форме из трёх слов: В3 влияет на /В1 или В2 или их подсистему (или её свойство)/.

Глаз зрителя улавливает свет со статичным изображением.

10. П2. Ответь на вопросы:
a) Как физически происходит НД. (Поля МАТХЭМ).

То же, что и в п.5.

b) Где конкретно впервые возникает вредное физическое действие, а где заканчивается?

То же, что и в п.5.

c) Когда конкретно производится НД. Время начала и конца (в моментах, секундах, минутах, часах и т.д.).

То же, что и в п.5.

11. Подведи итог. Идея устранения НД на 100% найдена? Соответствует ли идея ИКР?

Расплатой за выбранное средство (статичное изображение на картине) является то, что глаза зрителей воспринимают одно и то же изображение. От картины отражается во все глаза статичное одинаковое изображение.
ИКР: Каждый зритель спектакля видит на картинах своё и при появлении картины на сцене, световая энергия переносит статичное изображение картины в глаз зрителя в зале в момент попадания светового отражения изображения в глаз без улавливания глазом света со статичным изображением.
Идея: так как все глаза зрителей будут улавливать один и тот же свет со статичным изображением картины, то изображения быть не должно. Идея хорошая, но дикая, парадоксальная, пугающая. Она требует проверки на второй ленте.

12. Обязательно перейди на следующую ленту и проделай шаги с 1 по 11.

Переходим ко второй ленте.

1. Ц. Поставь цель (желаемый результат). Опиши подробно необходимые желаемые свойства, которых сейчас нет.

Целью становится антиП2. При появлении картины на сцене, НЕ световая энергия переносит статичное изображение картины в глаза зрителя.
Сейчас нет свойств уникальности изображения для каждого зрителя, и их нужно получить.

2. В1. Выбери объект, который нужно изменить для достижения цели, и опиши подробно исходные свойства.

Зритель.

3. В2. Выбери средство изменения объекта, и опишите подробно его свойства.

Средством изменения становится отсутствующее изображение. И холста тоже нет. Есть только пустая рама картины.

4. ПД. Опиши физическое действие средства на объект (Полезное Действие — ПД) по форме из трёх слов: средство изменяет объект.

Пустая рама пропускает свет без какого-либо изображения.

5. П1. Сделай рисунок в разных проекциях, блок-схему.
Ответь на вопросы:
a. Как физически средство изменяет объект. (Поля МАТХЭМ). Механически, акустически, температурно, химически, электромагнитно и т.д.

Свет попадает в глаза, но статичного изображения картины нет. Зритель видит пустую раму. Нужно выбрать альтернативу П2 предыдущей ленты.

Идея: антиполе – антисвет: поле-альтернатива из МАТХЭМ.
Спектакль – это еще и голос (звук, акустическое поле).

b. Где конкретно средство начинает изменять объект, а где заканчивает?

В зале в глазах зрителя и его ушах.

c. Когда конкретно средство изменяет объект? Время начала и конца (в моментах, секундах, минутах, часах и т.д.).

В момент попадания отражения пустой рамы в глаз зрителя и голоса актера в уши зрителя. Заканчивает формирование образа в воображении.

6. Оцени правильность и понятность расположения объектов на схеме в разделе Цель.
Для достижения цели ( НЕ световая энергия переносит статичное изображение картины в глаза зрителя) нужно, чтобы картины вообще не было, а были бы только рамы от них на сцене. При этом актер произносит голосом то, что он рисует.

7. Р. Есть ли расплата за выбранное средство? Опиши НЭ (Нежелательный Эффект) и затраты.

стало очевидным, нежелательный эффект устранен на 100% и соответствует идеалу – картины нет, а ее функция выполняется. При этом достигается сверх эффект – каждый зритель рисует в своем воображении свою картину. За счет голоса актера задействуется воображение зрителя.

Решение найдено. На самом деле так и было сделано в реальности.

 

 

Похожие статьи:

Метки: , ,

Добавить комментарий