Система – Наоборот – Антисистема – Наоборот

Новый рисунокНаши представления о системах всегда должны находиться в процессе изменений, чтобы инерция мышления не удерживала представления в одном стереотипе. Нужно смотреть на задачу с разных сторон. Благодаря методу 8ТП можно провести анализ представлений о ситуации с 8 разных сторон.

Каким бы странным ни был подход этого метода, его действие на воображение трудно оценить сразу. Нужна тренировка. Потом заметите, как ваши стереотипы не застаиваются, а всегда в движении воображения.

 Задача о растворении сухого молока

«Известно, что альпинисты для уменьшения веса берут с собой в горы сублимированные (обезвоженные) продукты питания. С водой проблем нет — кругом снег. Проблема была с растворением сухого молока. Порошок в воде слипается в комки, которые очень трудно растворить. Известные ухищрения, например, постепенно сыпать порошок в воду при одновременном помешивании, или, сначала изготовить густую «кашу» с минимальным количеством воды, а потом добавлять воду, мало что дают. Предложите решение». Автор задачи Александр Барышников.Новый рисунок (1)

Противоречия возникают в головах людей из-за того, что их представления о том как должно быть и как происходит на самом деле, расходятся.

Техническое противоречие (ТП), это когда инструмент воздействует на изделие, но при этом что-то не так (Нежелательный Эффект, НЭ). ТП отражает текущие представления человека о ситуации. Потому ТП можно называть текущим представлением о том, что хорошо (желаемое событие) и что плохо (нежелательное событие).

 Выделяем одно нужное действие: инструмент действует на изделие.

Вода смешивается с порошком молока.

Изделие – что изменяем. Инструмент – чем изменяем.

Инструмент — вода.

Изделие – сухое молоко.

Зачем нужно действие?

Получить молочный напиток.

Проверяем правильность выбора изделия: можно ли получить молочный напиток без молока? Нет. Тогда правильно, молоко – это изделие.

Почему появился НЭ?

Научное объяснение: Свойство порошкообразных частиц порошка сухого молока слипаться в комочки при взаимодействии с водой.

Простое объяснение:  Почему НЭ? Потому что слипаются.

Первое текущее представление записывается по формуле:

ТП-1: Если добавить в сухое молоко воду, то получится молочный напиток, но образуются комочки порошка.

Противоположное состояние инструмента:

ТП-2: Если не добавлять в сухое молоко воду, то комочков не образуется, но и молочного напитка не получится.

ИКР будет получение молочного напитка без образования комочков.

Вода сама не образует комочков. Порошок сухого молока сам не слипается.

Противоречие в рамках ТРИЗ  – это модель описания исходной (стартовой) проблемной ситуации. ИКР – это модель для описания цели (финиша), которую требуется достичь.

Физическое противоречие (ФП) — фокусированное представление нужно для фокусирования внимания на парадоксальном состоянии инструмента – должен быть и не должен быть. Вода должна быть, чтобы получить молочный напиток, и воды не должно быть, чтобы не было комочков.

Обычно инструмент вообще не нужен, а нужна его функция. Нам от воды нужна жидкость в одно время, и сухость в другое время. ФП в таком случае будет таким: инструмент должен быть жидким, чтобы развести молочный напиток, и должен быть сухим, чтобы не было комочков.

На этом этапе решение находится благодаря предварительному системному и вещественно-полевому анализу. Вокруг много сухой воды – снега.

Ранее в ТРИЗ было только два технических противоречия, два текущих представления.

Из них выбиралась задача. Что есть главный производственный процесс (главная функция)? Получить молочный напиток.

Если выбрать ТП-1, то будем устранять образование комочков, но не выберем ТП-2, чтобы решить задачу о получении молочного напитка без воды. Как быть?

Можно решать две задачи по очереди по алгоритму АРИЗ. Или все задачи сразу!

Оказалось, что текущих представлений может быть больше! Их обнаружение произошло благодаря тому, что я использовал декартову систему координат для визуализации расположения состояний инструмента Х и свойств объектов Y.

Получилась стройная система получения изобретательских задач.

Система — Система наоборот – Антисистема — Антисистема наоборот.

Новый рисунок (2)

Х2 – это усиленные состояния инструмента. Воды не только нет, но и быть не может. Вода не только мокрая, а никогда не испарится. (-Х2) – воды нет и не будет. Вода не только сухая, а очень сухая, никогда не станет мокрой, оставшись водой.

Но для этой задачи достаточно Х1 и –Х1.

Тот самый Х-элемент из АРИЗ 85-В, который устраняет НЭ (-Y2) и обеспечивает Y1 (полезную функцию).

ТП 1-2 относятся к системе взаимодействия инструмента и изделия так, как для себя первоначально определил решатель задачи.

Новый рисунок (3)Новый рисунок (4)

ТП 3-4 относятся к “Системе наоборот”.

ТП 5-6 и ТП 7-8 относятся к “Антисистеме” и “Антисистеме наоборот”.

Антисистема – это когда нежелательный эффект является желательным. В этом случае мы специально производим действия для получения нежелательного эффекта вместо главной полезной функции.Новый рисунок (5)

ТП-3: Если добавить в сухое молоко воду (Х1), то комочков не образуется (Y2), но и молочного напитка не получится (-Y1).

Тут можно представить, что главная функция в устранении комочков. При этом такой инструмент не может сделать напиток из молока. Что за вода и не вода? Вода не образует комочков вначале, потому что она снег, и сделает напиток потом, когда станет водой.

По условиям задачи такая вода/не вода =  снег. Решение найдено. Смешиваем порошок сухого молока со снегом и разогреваем его, помешивая в кружке.Новый рисунок (6)

ТП-4: Если не добавлять в сухое молоко воду (-X1), то получится молочный напиток (Y1), но образуются комочки порошка (-Y2).

ТП-4 выполняет полезную функцию — превратить НЭ в ничто.

Известно, что комочки образуются от воды, значит, убирая воду, мы убираем НЭ, но главная функция выполнится – молочный напиток получится. Системы нет, а ее функция выполняется. Функцию системы выполняет ресурс другой системы.

Тут мы подтверждаем, что идея со снегом подходит. Но можно ли получить еще идею?

Антисистема

Новый рисунок (7)

ТП-5: Если добавить в сухое молоко воду (Х1), то образуются комочки порошка (хорошо, -Y2), но получится молочный напиток (НЭ, Y1).

Здесь есть идея рецепта получения комочков специально. Возможно они нужны для каких-либо целей.
Новый рисунок (8)

ТП-6: Если не добавлять в сухое молоко воду (-Х1), то  не получится молочный напиток (хорошо,-Y1), но не образуются комочки порошка (НЭ,Y2).

Здесь простой логический вывод без парадоксов. Воды нет, напиток не получится, и комочков не будет… Задача идеальная – вообще ничего нет. Да и зачем мне, вообще, молочный напиток?

Антисистема наоборот

Новый рисунок (9)

ТП-7: Если добавить в сухое молоко воду (Х1), то не получится молочный напиток (хорошо,-Y1), но не образуются комочки порошка (НЭ,Y2).

 Добавить воду и не получить молочный напиток, и не сделать комочки.

Новый рисунок (10)

ТП-8: Если не добавлять в сухое молоко воду (-Х1), образуются комочки порошка (хорошо, -Y2), но получится молочный напиток (НЭ, Y1).

Получить молочный напиток с образованием комочков без воды.

Зачем нужны диверсионные задачи? Затем, что при изготовлении товаров может возникнуть проблема, которую не видно по первым представлениям. Лучше исследовать потенциальные диверсии при производстве, чем тогда, когда придут известия, что товар негодный.

Смысл в логике исследования восьми текущих представлений такой. Представьте, если бы автор ТРИЗ получил бы декартову систему координат еще в 1946 году, когда начал создавать теорию. К сожалению, он так и не узнал о существовании возможности расположить противоречия таким удобным способом. Может это и не нужно было.  ТП-2 появилось только к 1985 году. А диверсионный анализ появился в 1977 году благодаря Б. Злотину.

Все это могло бы появиться раньше, если бы… была использована декартова система координат. Оказалось, что для развития ТРИЗ пришлось использовать тот же МПиО… Но это не отменяет гениальности авторов, а только подтверждает ее. Я же всего лишь доказал логику существования противоречий и диверсионных задач в одной декартовой системе координат.

А.Ю.Щинников, май, 2016

Если есть желание сыграть в стратегическую игру противоречий, вот игра:

Троя

Похожие статьи:

Add a Comment