«

»

Распечатать Запись

Свойства. Поймёшь свойства, поймёшь ТРИЗ. Почему годы уходят на понимание ТРИЗ

Свойства. Поймёшь свойства, поймёшь ТРИЗ

Есть в теории решения изобретательских задач большой секрет, который отделяет одних от других. Одни владеют ТРИЗ легко, а другие годами не понимают эту теорию. Почему? Намеренно или нет, но в преподавание ТРИЗ закралась ошибка. Она в том, что преподаватель предполагает, что взрослые люди (ученики, слушатели) осознают такой термин как «свойство». Это не вина людей, ведь и преподаватель ТРИЗ тоже может не понимать его 🙂 Дело в том, что мало кто осознает ВАЖНОСТЬ этого слова для развития воображения и овладения логикой.

Предполагается, что взрослые люди знают, понимают, осознают и владеют словом «свойство».

На самом деле всё не так просто. Знать то знают, но не придают ему важности… а зря. Тратятся годы не только на понимание математики (где это слово наиважнейшее), но также и на простую, предназначенную для всех возрастов, теорию ТРИЗ  уходят годы!!! А всё дело в одном слове.

Свойство – отличительная особенность, состояние, атрибут элемента или системы.

Чем отличаются шкаф от ящика?

Сначала дадим определение термину шкаф. Предмет мебели, род большого стоячего ящика (обычно с дверцами), служащего для хранения чего-нибудь.

Что такое ящик? Ящик — вместилище для чего-нибудь.

Значит, у ящика и шкафа есть схожие свойства.

Самый простой и естественный прототип шкафа — это достаточно объёмное углубление в относительно твёрдых материалах — стене или полу пещеры, в дереве (дупло); место, подготовленное самой природой для хранения различных припасов и полезных вещей. Научившись обрабатывать древесину, человек использовал полую часть срубленного ствола как готовое хранилище. Позже он научился выдалбливать в стволах нужную ему для складирования нишу. Ещё позже человек научился делать ящики. Когда человек научился приделывать к ящику крышку, по сути, он и получил первый “шкаф”.

Главная полезная функция и ящика и шкафа, их предназначение, — вмещать в себя что-либо. Для этого у них есть схожие свойства – форма (обычно квадратная или прямоугольная), глубина, размеры.

Размеры… по этому признаку (свойству) человек разделяет между собой шкаф и ящик. Иногда можно выделить еще один признак – дверцы (способность пропускать в глубину что-нибудь, а потом отделять “дверцами” от остального пространства). То есть шкаф – это большой ящик с дверцами.

Малые размеры ящика дают дополнительную полезную функцию – мобильность. Его легко перемещать в отличие от шкафа.

Можно выделить другие свойства, например цвет, форму, прочность и пр. Придавая ящику или шкафу новые свойства, мы будем менять прототип.

Довольно простым методом получения креативных идей является МФО (метод фокальных объектов), по которому ящик можно превратить в необычный предмет. Для этого нужно отделить свойства от других предметов, выбранных случайно, и присоединить их к фокальному объекту (ящику).

Отделим свойство цвет от яблока – красное.

Отделим свойство вкус от печенья – соленое.

Присоединим эти свойства к ящику, и получим красный соленый ящик. Идея необычная. Осталось придумать, зачем такой ящик нужен. )))

МФО не является алгоритмическим методом решения проблем, он больше используется для рекламы. Однако он прекрасно работает для тренировки мышления свойствами.

Изменяя свойства прототипа, мы получаем невероятное разнообразие возможного исполнения этого предмета. Ящик можно сделать сундуком, резным, деревянным, с большим замком, волшебным. А можем получить шкаф. Железный, несгораемый, с кодовым замком… ооо, да это же сейф!

В ходе изучения ТРИЗ человек неоднократно столкнется с этим словом, и в АРИЗ (алгоритме решения изобретательских задач), и в курсе РТВ (развития вторческого воображения), и в ресурсном подходе. И вообще… перед изучением ТРИЗ проверьте себя, понимаете ли Вы что такое “свойство”, а также признаки, демаскирующие признаки, атрибуты, отличительные и обобщающие особенности.

При изучении инструментов ТРИЗ я настойчиво рекомендую понять не только сам инструмент, который решатель использует для работы с системой, но и то, как работает этот инструмент с термином “свойство”.

Также без свойств не понять диалектику.

Теория решения изобретательских задач построена на диалектической логике, в которой есть закон перехода количества в качество.

Свойство (исходное понятие данного закона) — наличие и характер изменчивости объекта, которая проявляется в отношениях с другими объектами. Свойства показывают сходство или различие объектов. Любой объект обладает множеством разнообразных свойств.

Качество — совокупность основных необходимых свойств объекта, благодаря которой он существует как таковой и отличается от других. Эта совокупность свойств определяет его состояние совместимости со своим исходным статусом. С потерей хотя бы одного из таких свойств объект утрачивает исходную определенность и приобретает другой статус. Например, студент, не сдавший экзамены, перестает быть студентом.

Возьмите словари, школьные учебники по геометрии, найдите видео по термину свойства, и потратьте время на это важное слово. А потом ТРИЗ пойдет достаточно легко. Даже непростой термин «функция» окажется несложным, так как функция тоже свойство. Мы вообще живем в мире свойств. Нас окружают не столько сами объекты, сколько их свойства. Строить причинно-следственные цепочки можно только зная о свойствах объектов. А это значит, что можно стать намного мудрее.

PS. Кстати, термин «ресурсы» в ТРИЗ — это свойства. Различают ресурсы и их носители. Ресурсы — это свойства, например яблока. Цвет, форма, вкус. Само яблоко — носитель свойств (ресурсов).

Свойства — это ключ богатству мира. Мир свойств — неисчерпаем.

 

А.Щинников, март 2017

Похожие статьи:

Постоянная ссылка на это сообщение: http://oribus.ru/izuchaem-triz/svojstva-pojmyosh-svojstva-pojmyosh-triz-pochemu-gody-uxodyat-na-ponimanie-triz.html

Добавить комментарий

Здравствуйте!

Подготовка по ТРИЗ
http://triz-reshatel.ru/izuchenie
в Саратове +7 927 059 71 78