Алгоритм-схема «Решалочка-5.2»

Версия «Решалочка 3» по ссылке http://oribus.ru/izuchaem-triz/algoritm-sxema-reshalochka-versiya-3.html

Алгоритм-схема «Решалочка-5.2»

для графического сопровождения решения изобретательских задач

Автор А.Ю.Щинников

 

Что нового в этом алгоритме. Решена задача логического выявления свойств устранения нежелательного эффекта. Ранее, в АРИЗ-85В, нужно было додумывать, какое свойство необходимо в оперативной зоне для получения решения.

Теперь первое свойство получается в результате анализа на первой ленте (свойство А). А второе свойство «/с», устраняющее нежелательный эффект выявляется в результате анализа внутренних причин системы с НЭ, которые не согласованны с задействованными свойствами инструмента и изделия.

 

Последовательное решение задачи с разбивкой на подзадачи

Проблема всегда неясная. Причина проблемы – элементы событий расставлены не в том порядке, чтобы видеть понятную цепочку причин и следствий. Проблема – это результат рассогласования в системе. Решить проблему – значит правильно расставить элементы системы в понятную последовательность и придать им нужные свойства.

 

Решение задачи – это достижение цели. Каждая цель состоит из подцелей, а значит, каждая задача состоит из подзадач.

Потоковое решение всех подзадач приведет к тому, что главная цель будет достигнута наилучшим образом.

 

Решение всех задач нужно начинать с главной цели, то есть с улучшения свойства А системы. Если свойство А уже улучшено, а в системе есть /Б (ухудшено свойство Б), то в любом случае необходимо заполнить раздел А, чтобы получить представление о главной цели. Анализ всегда нужно начинать с раздела А первой ленты.

 

Обязательно, при решении задач, необходимо рисовать схему, рисунок (желательно в разных проекциях).

 

Свойство – атрибут системы. Например, о красном предмете говорится, что он обладает свойством «красноты». Свойства объекта зависят от вида взаимодействия объекта и субъекта, например: если на яблоко смотреть — оно имеет цвет и форму; если его откусить — имеет твёрдость и вкус; если его взвешивать — имеет вес; если оценивать его габариты — имеет размеры, если трогать — имеет шероховатость. Объект является своими свойствами не только субъекту, но и другим объектам, то есть свойства могут проявляться и в ходе взаимодействия объектов друг с другом.

Совокупность некоторых частных свойств предмета может проявляться в некотором обобщённом свойстве предмета (поглощаться обобщённым свойством). Например, «краснота» яблока — обобщённое свойство яблока, а процентные доли содержания отдельных химических веществ в кожице яблока (характеризующие эту «красноту» яблока) — частные свойства яблока; «динамика» автомобиля — обобщённое свойство автомобиля, а мощность двигателя, снаряжённая масса, отношение главной передачи и др. (характеризующие эту «динамику» автомобиля) — частные свойства автомобиля.

Источник определения термина «Свойство» – Википедия.

Правила

Рисование названий объектов на схеме может происходить не по порядку, но в итоге должна сложиться понятная и ясная логическая схема.
Идея решения может прийти на любом шаге. Запиши идею, и продолжи поиск более сильных идей.

А – это цель (улучшаемое свойство изделия). Начинать решения нужно с определения А.

С – система (инструмент, изделие, или их часть, участок).

Изделие – что нужно изменить, что должно получить свойство А.

Инструмент – чем изменяется изделие.

ПД – полезное действие.
НД – нежелательное действие.

У – это участок: место, время и энергия МАТХЭМ взаимодействия систем.

АБВГ – свойства в положительном значении.

«/» — отрицание, частица «не».

/Б,/В,/Г – расплата за полезное действие ухудшением свойств Б,В,Г у части изделия или инструмента (НЭ – нежелательный эффект).

ИКР — У (участок) сам улучшает А,Б,В,Г. Место, время, и энергия сами улучшают свойства.

Усиление свойства до предела: 0% — если нужно уменьшить, 100% — если нужно увеличить.

 

Алгоритм

На примере задачи о баскетбольной стойке. Передвижные баскетбольные кольца (стойка) должны иметь тяжелое основание для их устойчивости, но в этом случае их трудно перемещать.

Просто начни рисовать на схеме:

  1. А. Улучшить свойство А – это поставить цель (получить желаемый результат). Опиши подробно, какое свойство нужно улучшить, которого сейчас ещё нет у системы. А – это главная цель, ради которой в этой задаче всё происходит. Опиши свойство в пределе (100% или 0%). Например, вместо «маленький», указываем «0% размер», то есть «отсутствующий».

 

А. Улучшить устойчивость передвижной баскетбольной стойки. 100% — здесь устойчивость уже в пределе. Стойка или устойчивая или падает.

 

  1. Изделие. C/А. Выбери систему, которую нужно изменить для достижения цели (придать системе свойство А), и опиши подробно исходноесвойство до изменения (/А).

 

С — баскетбольная стойка. Исходное свойство /А – неустойчивая.

 

  1. Инструмент. СА. Подбери инструмент, который содержит физические возможности придать изделию свойство А.

Запиши его предельные свойства (100% или 0%).

 

Как улучшить свойство А (устойчивость)? В конкретных условиях способы будут отличаться. Выбираем инструментом железное основание баскетбольной стойки. «Железный блин» 50 кг, диаметр 1 м, толщина 30 см.  

 

  1. ПД. Опиши физическое действие средства на объект (Полезное Действие — ПД) по форме из трёх слов: инструмент изменяет изделие.

 

Железное основание утяжеляет стойку для устойчивости.

 

  1. У1. Определи точно участок взаимодействия инструмента с изделием, отвечая на вопросы:

a) Как физически инструмент изменяет изделие. (Поля МАТХЭМ,ИБЮПГ). Механически, акустически, температурно, химически, электрически, магнитно. Информационно, биологически, юридически, психологически, геометрически, пр.

 Гравитационно.

 b) Где конкретно начинается полезное действие инструмента СА на изделие С/А, а где заканчивается?

Где исходное свойство /А начинает переходить в свойство А.

Где исходное свойство /А заканчивает переходить в свойство А.

Неустойчивость начинает переходить в устойчивость в месте присоединения основания к стойке.

Заканчивает во всей стойке.

c) Когда конкретно инструмент СА изменяет изделие С/А? В моментах, секундах, минутах, часах.

Время начала появления свойства А у изделия.

Время окончания появления свойства А у изделия.

Устойчивость начинает появляется в момент присоединения основания к стойке.

Устойчивость заканчивает появляться (появилась) после присоединения основания к стойке.

 

  1. Оцени правильность и понятность расположения объектов на схеме в разделе Цель (улучшение свойства А).

Раздел цели (свойство А) логически верен. Цель, объекты взаимодействия, действие, и участок определены правильно.

 

  1. Сформулируй ИКР — У (участок) сам улучшает А (Б,В,Г). Место, время, и энергия сами улучшают свойства.

 

После присоединения основания к стойке место присоединения основания к стойке само делает стойку устойчивой. 

 

  1. /Б. Есть ли расплата за выбранный инструмент? Какое свойство ухудшается в системе?

Опиши НЭ (Нежелательный Эффект) и затраты. Запиши его свойство в пределе (100% или 0%).

 

Ухудшилось свойство системы (Б) – легкость перемещения. Стойку невозможно оторвать от пола.

 

  1. СсБ. Элемент (или полностью система) изделия или инструмента с реакцией расплаты за взаимодействие изделия и инструмента. Часть системы с НЭ. Элемент системы, ухудшающий свойство  Б. Содержит неизвестное внутреннее свойство «с», ухудшающее Б.

 

Трудно перемещать всю стойку, если к ней присоединен железный блин. Значит элемент с НЭ – основание (железный блин). Железный блин содержит внутреннее свойство «с», ухудшающее легкость перемещения, делает невозможным оторвать стойку от пола.

 

  1. «с». Проведи внутренний причинно-следственный анализ СсБ. Какое внутреннее свойство «с» элемента ухудшает его внешнее свойство Б и не согласованно со взаимодействием изделия и инструмента?

Найденную причину (внутреннее свойство «с») необходимо усилить до предела (100% или 0%).

 

Основание даёт реакцию /Б – трудно перемещать стойку с основанием (100% невозможно перемещать).  По какой причине стойку трудно перемещать (свойство «с»)? По причине того, что блин имеет свойство «с» — железный и (100% — массой 1 тонна).

 

  1. НД. Опиши вредное физическое действие (Нежелательное Действие — НД) по форме из трёх слов: СcБ влияет на изделие или инструмент или их подсистему.

 

Железный блин удерживает стойку так, что поднять невозможно.

 

  1. У2. Ответь на вопросы:

a) Как физически происходит НД. (Поля МАТХЭМ).

Гравитация.

b) Где конкретно впервые возникает НД, а где заканчивается?

Где свойство «с» начинает переводить свойство Б в свойство /Б.

Где свойство «с» заканчивает переводить свойство Б в свойство /Б.

В месте использования.

c) Когда конкретно производится НД. В моментах, секундах, минутах, часах.

Время начала перевода свойством «с» свойства Б в свойство /Б.

Время конца перевода свойством «с» свойства Б в свойство /Б.

 

После использования (игры в баскетбол), в момент попытки сдвинуть стойку с места, поднять.

 

  1. Подведи итог: появилась ли идея устранения НД на 100%? Соответствует ли идея ИКР?

 

Идеи пока нет. На данный момент ясна главная цель и модель проблемы.

 

  1. Переход на вторую ленту.

a) Вместо А будет Б. Ставим цель – улучшить свойство Б.

Стойку легко перемещать.

b) С/А заменяем на СсБ. Изделием становится элемент с расплатой (НЭ).

Железный блин.

c) Инструментом становится ресурс в системе (или сторонний инструмент), обладающий свойством «/с» — (С/с).

Свойство «с» — железный и  (100% — массой 1 тонна).

Отрицание – не железный и (0% — массой 0 тонн).

Блин железный массой 1 тонна изменяем не железным и невесомым инструментом (ресурсом).

d) Сделать с новыми параметрами ленты шаги алгоритма 1-12.

 

  1. Переходы на следующие ленты и анализ по лентам ведётся до получения решения без расплаты.

 

Анализ задачи показал, что на участке У1 основание стойки должно быть неподъемным для устойчивости (А), а на участке У2 основание должно быть не железным и невесомым. Внутренняя причина трудного перемещения стойки в том, что её основание железное и массой 1 тонна. Заменить железо на другой ресурс, который на участке У1 будет придавать стойке устойчивость (А), а на участке У2 будет невесомым. Таким ресурсом может быть вода или магнит. Вода дешевле и есть везде.

 

Концепция решения: сделать стойку полой для легкого перемещения, а воду наливать для устойчивости.

 

 

 

Похожие статьи:

Add a Comment