Трезвомыслие помогает жить

22 сентября – день памяти преподобного Иосифа Волоцкого

22 сентября, на следующий день после Рождества Святой Богородицы, Святая Церковь совершает память святых Богоотец Иоакима и Анны, родителей Пресвятой Девы, о которых мы неоднократно рассказывали. Их жизнь достаточно известна и часто приводится как пример праведности, смирения, упования на Бога.

В этот же день Святая Церковь совершает память преподобного Иосифа, игумена Волоцкого, чудотворца. Родился он 14 ноября 1440 года, в миру его звали Иоанном. Благочестивые родители Иоанна Санина, Иоанн и Мария, жившие в селе Язвище-Покровском близ города Волоколамска, отдали маленького семилетнего Иоанна в обучение старцу Волоколамского Крестовоздвиженского монастыря Арсению. За два года даровитый отрок изучил все Священное Писание, стал чтецом в монастырской церкви. В двадцать лет Иоанн ушел в пустынь близ Тверского Савина монастыря к старцу Варсонофию, и затем, по его благословлению, – в Боровский монастырь к преподобному Пафнутию, который и постриг юношу в иночество с именем Иосиф. Около восемнадцати лет провел преподобный Иосиф под руководством святого подвижника, с усердием выполняя суровые подвиги монашеских послушаний. После кончины преподобного Пафнутия игуменом Боровского монастыря был назначен преподобный Иосиф.

Движимый ревностью о спасении, преподобный ввел в монастыре общежительный устав. Это вызвало недовольство некоторых иноков. Тогда преподобный Иосиф, покинув обитель, обойдя многие русские монастыри, как простой послушник поступил в Кирилло-Белозерский общежительный монастырь. Там он еще больше утвердился в желании образовать общежительную обитель. Когда в Кирилло-Белозерском монастыре узнали, что преподобный носит сан игумена, он удалился в Волоколамские пределы, где при слиянии рек Струги и Сестры, в глухом месте, чудесным образом расчищенном налетевшей бурей, в 1479 году основал обитель Успения Пресвятой Богородицы.

Свой личный подвиг в строгом воздержании, неустанном труде и неусыпной молитве преподобный сочетал с постоянной заботой о духовном совершенствовании братии монастыря, для которых написал устав. Преподобный Иосиф воспитал целую школу иноков-подвижников, многие из них вошли в сонм Российских святых, были архипастырями Русской Церкви, а монастырь стал центром духовного просвещения на многие столетия.

Другим великим подвигом преподобного Иосифа была его борьба против возникшей в России в XV веке ереси жидовствующих. Он решительно разоблачал еретиков и написал «Сказание о новоявившейся ереси» и 11 «Слов», в которых изложил православное учение о Пресвятой Троице, об Ипостаси Господа Иисуса Христа, о Втором Пришествии Спасителя, впоследствии собранные и дополненные еще пятью «Словами». Эти сочинения получили название «Просветитель» и до сих пор служат руководством в православном богословии.

Когда у преподобного Антония Великого спросили, какая самая главная добродетель монашествующих, он, некоторое время подумав, ответил так (очень важная мысль, касающаяся не только подвизающихся в монастырях, но и каждого христианина): основная добродетель не только монашествующих, а всякого христианина, желающего спасти свою душу, это не столько пост, воздержание, и даже не молитва – это трезвение, трезвомыслие, умение различить, что хорошо, а что плохо, что добро, а что зло, и выбирать добро.

Трезвость. Ее, к сожалению, так часто не хватает нам как в духовной, так и в повседневной жизни: мы очень часто живем в мире иллюзий, фантазий, мечтаний, которые уклоняют человека от твердого пути, то есть доставляют очень много лишних хлопот.

Вот недавно одна сестра приходит и говорит: «У меня сердце привязалось к одному человеку, в общем, влюбилась». – «Ну, расскажи мне о нем». – «А я его не знаю, я его видела там-то, там-то, вот он такой…». Что произошло? На самом деле человек сочинил для себя некоторый образ, наделил его определенными чертами, – как поет Алена Апина в одной песенке: «Я его слепила из того, что было, а потом что было, то и полюбила»… Как часто наша молодежь любит киногероев, поп-звезд, артистов. Или иногда, бывает, мне приходят письма: «Батюшка, мы Вас услышали, у Вас такие духовные слова, хотели бы к Вам на Исповедь попасть»… Слова-то, они, конечно, духовные, потому что священнику часто приходится цитировать и Священное Писание, и святых отцов.

Но то, что мы видим, часто не соответствует тому, что бывает в реальной жизни. Те же актеры, играя в телефильмах героические образы, в реальности могут быть совершенно посредственными людьми. То есть на экране он мушкетер, а в жизни – скучный, унылый, занудный, ничем не выдающийся человек. А мы, к сожалению, очень склонны доверять себе, своим чувствам, своим впечатлениям, своим фантазиям.

А область воображения – это прямая область воздействия падших духов. Они очень хорошо умеют распалять наши желания, особенно наши страстные желания, и внушать под разного рода благовидными предлогами свои мысли, свое направление чувств. И мы, легко поддаваясь и увлекаясь, создаем для себя некий мираж. И если на основании такого миража создается, допустим, семейная жизнь, если человек придумал себе некоторый образ, который должен соответствовать идеалу принца или принцессы, то в реальности все гораздо проще. И когда идеал не соответствует тому, что есть на самом деле, возникают конфликты, упреки: «Почему ты не такой или не такая, я-то думала, а оказалось…». И ничего хорошего из этого не выходит.

То же можно сказать относительно любой сферы нашей жизни и деятельности. Взять работу. Человеку предложили работу, он себе придумал, что будет получать столько-то, выполнять такие-то функции. А на деле оказалось по-другому. Недовольство, возмущение, разрыв отношений. Или, допустим, человек выбирает домик для дачного отдыха. Выбрал, вроде как бы уже и садик продумал, и какие деревья в огороде будут, и цветочки. А что-то не получилось, не состоялась сделка, и человек уже в глубокой печали – сердцем он уже прилепился, душа уже жила в этом домике, а на деле Господь рассудил по-другому, и человек впадает в затяжную депрессию.

Так вот, очень важно, как Господь говорит, жить сегодня, не мечтая о завтра, быть довольными тем, что мы имеем. Быть довольными своим достатком, своими способностями, своими ближними, и в этом находить и радость для общения, и интерес взаимный – как один мудрый человек сказал, «чтобы не разочароваться, не нужно очаровываться». И дай Бог всем нам такой трезвости, мудрости, смирения перед теми жизненными обстоятельствами, в которые нас поселяет Господь. Спаси всех, Господи.

 http://orthodox-newspaper.ru/numbers/at51934

Похожие статьи:

Add a Comment