«

»

Распечатать Запись

Как перестать спорить. Моделирование конфликтов

model_k

Моделирование конфликтов

Движущая сила взаимодействия людей — это выполнение программ (инстинктивных и психологических) заложенных в людей природой и воспитанием. Люди спорят или сотрудничают.

«Спор является частным случаем аргументации, ее наиболее острой и напряженной формой. Всякая аргументация имеет предмет, или тему, но спор характеризуется не просто определенным предметом, а наличием несовместимых представлений об одном и том же объекте, явлении и т.д. Спор предполагает противоположные мнения и активное отстаивание каждой из его сторон своей собственной позиции, несовместимой с позицией другой стороны». (А.А.Ивин, Логика, Учебник для гуманитарных факультетов, М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002).

Говоря о спорах, я утверждаю, что существует всего три модели спора (как и сотрудничества), которые отображаются здесь в виде схем.

Новый рисунок

Рисунок 1. Все модели контактов в одной схеме

По этой схеме можно моделировать варианты взаимодействия людей, моделировать споры, анализировать конфликтные ситуации любой сферы (юридические, психологические, семейные, корпоративные и прочие споры). На основе моделей, построенных по схеме контактов можно составлять медиативные задачи для курсов медиаторов, психологические или юридические задачи. Писать рассказы или статьи.

Спор – это серия контактов, которые всегда будут состоять из трёх классов задач.

1-й класс: В1 и В2 хотят П (Рисунок 2).

2-й класс: В1 и В2 не хотят П (Рисунок 3).

3-й класс: В1 хочет П, В2 не хочет П (Рисунок 4).

Слово “Хотят” означает стремление получить в результате П (материальный предмет или выгоду).

Примеры споров В1 и В2 хотят П.

  1. Две хозяйки на кухне спорят из-за единственного апельсина. П – апельсин.
  2. Муж и жена спорят, с кем будут жить дети после развода. П – дети.
  3. Бизнес. Увеличение уставного капитала АО. П – размер уставного капитала. Два акционера хотят увеличить уставный капитал, однако у них спор.
  4. Спор дачников из-за границы участков. П – метр земли между участками.
Новый рисунок (1)

Рисунок 2. В1 и В2 хотят П

Эта модель схематично отражает как спор, так и сотрудничество. Если спор возник из-за апельсина П, то естественным продолжением будет развитие модели спора, где П становится П1, П2…Пn. Предмет спора меняется для участников.

Хотели один и тот же апельсин. Апельсин (П) в результате спора станет:

П1 — апельсин принадлежит стороне В1 и не принадлежит В2

П2 — апельсин принадлежит стороне В2 и не принадлежит В1

П3 — апельсин поделен попалам

П4 — апельсин разделен на элементы и В1 получает кожуру, а В2 мякоть

Пn — другие варианты изменения предмета спора.

П  меняется во времени, в пространстве, в стоимости.

Модель спора  В1 и В2 не хотят П.

Новый рисунок (2)

Рисунок 3. В1 и В2 не хотят П

В данном случае модель показывает ситуации, когда, например, обеим сторонам нужно сделать событие П, но никто не стремится это сделать.

Вынести мусор, сходить в магазин, оплатить расходы, звонить клиенту и пр.

Если эта модель не дает сотрудничества, то её нужно перевести в первую модель, когда оба стремятся к П+ (сотрудничество, совместное исполнение П).

Можно перевести этот конфликт в другую модель —  В1 хочет П, В2 не хочет П.

Новый рисунок (3)

Рисунок 4. В1 хочет П, В2 не хочет П

Эта модель показывает конфликт, когда нужно событие П для одного, а другой не хочет события П (возможно просто лень, как в случае выноса мусора).

Также эта модель показывает и сотрудничество. Если спор был по первым двум моделям, то переведя его в третью модель, появится сотрудничество (одна сторона добровольно уступает).

Три модели споров и три модели сотрудничества взаимозависимы и могут моделировать любой конфликт, а также моделируют выход из конфликта.

Для развития творческого воображения достаточно на рисунках менять стрелочки, чтобы менять модель конфликта на другую модель конфликта или на модель сотрудничества.

Это минимальные модели конфликта. Человеческий спор состоит из множества таких треугольников, но найдя точную модель спора, можно точно найти и выход из него.

Схемы являются «скелетами конфликта», на которые можно «нарастить» любую жизненную или деловую ситуацию.

Надеюсь, найденные мною модели помогут вам в творческом моделировании споров и сотрудничества.

…………………………………………………..

Использование вепольного анализа ТРИЗ в социалных моделях (урегулировании конфликтов).

А.Ю. Щинников, Саратов, 2015

 

Похожие статьи:

Постоянная ссылка на это сообщение: http://oribus.ru/laboratorii/udivitelnaya-psixologiya/kak-perestat-sporit.html

Добавить комментарий

Здравствуйте!

Подготовка по ТРИЗ
http://triz-reshatel.ru/izuchenie
в Саратове +7 927 059 71 78