Человеческая сторона Дела. Жизненный план предпринимателя

business копияЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ СТОРОНА ДЕЛА

На основе статьи “Г.С.Альтшуллер. Активизация человеческого фактора в учебно-воспитательном процессе. — М.: изд. «Знание», 1987. — С. 46-62.”  я сформулировал свое видение ТРИЗ для бизнеса. C 1997 года руковожу собственным бизнесом. Были удачные и провальные предприятия. Это жизнь. Но после встречи с ТРИЗ я сделал вывод: – это ежедневный процесс изобретения инструментов для него. Чтобы процесс никогда не прекращался, необходимо установить себе в голову программу ТРИЗ, которая постоянно работает на повышение творческого потенциала — личности.

ТРИЗ — сильный инструмент для выявления и решения изобретательских задач. Но работает не инструмент сам по себе, работает система «человек — инструмент». Многое зависит от соответствующей подготовки человека и его творческих качеств”. Г.С..

Заметьте, он пишет не о бизнесе, но как похоже. Почему?

Что такое бизнес? Инструмент (система) для создания материальных благ. Дело, которое человек избрал себе для достижения определенного результата. Результатом может быть всё что угодно. Бизнес — это система инструментов. От личного обаяния до политического влияния.

 

“Главный закон развития технических систем — стремление к увеличению степени идеальности: идеальная система — такая форма организации, когда все ее функции выполняются. Пытаясь обычными (уже известными) путями повысить идеальность технической системы, мы улучшаем один показатель (например, уменьшаем вес транспортного средства) за счет ухудшения других показателей (например, снижаем прочность). Конструктор ищет компромиссное решение — оптимальное в каждом конкретном случае. Изобретатель должен сломать компромисс: улучшить один показатель, не ухудшая других. Поэтому в наиболее распространенном случае процесс решения изобретательской задачи можно рассматривать как выявление, анализ и разрешение технического противоречия”.

Чем отличается предприниматель от изобретателя? На мой взгляд, ничем.

“Теория выделяет шесть основных качеств, необходимых современному изобретателю:

  1. Прежде всего, нужна достойная цель — новая (еще недостигнутая), значительная, общественно полезная. Пятнадцатилетний школьник Нурбей Гулиа решил создать сверхёмкий аккумулятор. Работал в этом направлении свыше четверти века. Пришел к выводу, что искомый аккумулятор — маховик; начал делать маховики своими силами, дома. Год за годом совершенствовал маховик, решал множество изобретательских задач. Упорно шел к цели (один штрих: авторское свидетельство № 048 196 Гулиа получил в 1983 г. по заявке, сделанной еще в 1964 г.; 19 лет борьбы за признание изобретения!). В конце концов Гулиа создал супермаховики, превосходящие по удельной запасаемой мощности все другие вида аккумуляторов”.
  2. Нужен комплекс реальных рабочих планов достижения цели и регулярный контроль за выполнением этих планов.Цель останется смутной мечтой, если не будет разработан пакет планов — на 10 лет, на 5 лет, на год. И если не будет контроля за выполнением этих планов — каждый день, каждый месяц. В идеале нужна система, которой придерживался биолог А.А.Любишев (см. книгу Д.Гранина «Эта странная жизнь»): регулярный учет «выработанных» часов, планомерная борьба с потерями времени.

В большинстве случаев планы включают приобретение знаний, необходимых для достижения цели. Часто эти знания оказываются за пределами имеющейся специальности — приходится начинать с нуля. М.К.Чюрлёнис, задумав синтез музыки и живописи, пошел в начальную художественную школу (а был он к этому времени высококвалифицированным профессиональным музыкантом), вместе с подростками осваивал азы живописи.

  1. Высокая работоспособность — в выполнении намеченных планов. Должна быть солидной ежедневная «выработка» — в часах или единицах продукции. Только на вспомогательную работу — составление личной картотеки — нужно около трех часов в день. Картотека В.А.Обручева содержала 30 пудов (!) аккуратно исписанных листков тетрадного формата. После Ж.Верна осталась картотека в 20 000 тетрадок.
  2. Хорошая техника решения задач.На пути к цели обычно необходимо решить десятки, иногда сотни изобретательских задач. Нужно уметь их решать. Биографы Огюста Пиккара пишут: «Изобретение батискафа коренным образом отличается от множества прочих изобретений, зачастую случайных и во всяком случае интуитивных. К своему открытию Пиккар пришел только благодаря систематическим, продуманным поискам решения…» (19). Разумеется, во времена Паккара не было ТРИЗ, но создатель стратостата и батискафа умел видеть технические противоречия и владел неплохим — даже по современным меркам — набором приемов. Не случайно многие задачи, решенные в свое время Пиккаром, прочно вошли в задачники ТРИЗ в качестве учебных упражнений.
  3. Способность отстаивать свои идеи — «Умение держать удар».Сорок лет прошло от мечты о спуске под воду до реального спуска первого батискафа. За эти годы Пиккару довелось испытать многое: нехватку средств, издевки журналистов, сопротивление морских специалистов. Когда, наконец, удалось подготовить батискаф к «большому погружению» (спуску на максимальную глубину океана), Пиккару было почти 70 лет, он вынужден был отказаться от личного участия в погружении: батискаф повел его сын Жак Пиккар, однако сам он не сдался. Огюст Пиккар начал работу над HOВЫM изобретением — мезоскафом, аппаратом для исследования средних глубин.
  4. Результативность.Если есть перечисленные пять качеств, должны быть частичные положительные результаты уже на пути к цели. Отсутствие таких результатов — тревожный симптом. Нужно проверить, правильно ли выбрана цель, нет ли серьезных просчетов в планировании.

Шесть качеств образуют систему: нельзя добиться высоких показателей по какому-то одному пункту, если на нуле все остальные. Поэтому в последние годы в программах обучения ТРИЗ значительное место отводится комплексному развитию качеств, необходимых для эффективного применения теории”.

 

Чем эти шесть пунктов не карта для развития предпринимательского таланта? Первый пункт сразу указывает на то, какой будет идея своего дела. Достойная, значительная, общественно полезная. Иначе, зачем вообще создавать бизнес?

А если бизнес создается с целью заработать денег, и нет других целей? Тогда все равно нужно придать смысл бизнесу. Для чего верующие отдавали десятину от своего дохода? Они понимали, что бизнес должен иметь высший смысл. Тогда и инструмент для обеспечения жизнедеятельности подбирается соответствующий.

Идеальный бизнес – это такой бизнес, который создает максимум пользы клиентам, при минимальных потерях собственника в прибыли.

Инструмент Достойная Цель не зря был создан автором ТРИЗ. Достойная Бизнес-идея! Это сильнее миссии компании, где часто пишут то, что придет в голову.

Раскрытие творчества в бизнесе дает свои плоды — инструмент изобретает изобретателя. Каким будет бизнес, таким будет и человек, его собственник и сотрудники.

 Фонд Достойных Целей

Достойная цель. Аналитический обзор

Похожие статьи:

Add a Comment