Перейти…

ТРИЗ Саратов

Теория, практика, игры

RSS Feed

18.12.2017

Часть 1. О двухмерной модели «выиграл-выиграл»


Модель переговоров

«Справедливо-Справедливо-Справедливо»

(3С-переговоры)

 Часть 1

О двухмерной модели «выиграл-выиграл»

Предшественником новой трёхмерной модели «справедливо-справедливо-справедливо» является двухмерная модель «выиграл-выиграл». Как известно, развитие пространства идет от точки к линии, затем к плоскости, затем к объёму. Трёхмерная модель справедливости есть объёмное видение возможных результатов переговоров.

Для начала рассмотрим вариант результатов «1-1» (выиграл-выиграл).  Представим ситуацию, в которой два человека находятся в разных комнатах, и каждому нужно включить лампочку, чтобы было светло.

Слово «выиграл» означает, что лампочка «включена».

Следовательно,  модель «1-1» — две лампочки включены. Лампочки принадлежат сторонам 1С и 2С.

«1-1» лампочки сторон 1С и 2С включены, что было в их интересах. Значит включенная лампочка – это достижение цели стороны, защита интереса.

Полную модель «выиграл-выиграл» можно записать «1С1-2С1» или, чтобы проще было отличать включение «1» от первой стороны или второй стороны, можно было бы записывать моделью «IC1-IIC1». Литературно модель будет звучать так: первая сторона выиграла и вторая сторона выиграла.

Символ «-» означает логическую «И».

«1» — логическая «истина». Лампочка включена = истина.

 

Очень похоже на схемотехнику, не правда ли?

Модель «выиграл — выиграл» находится в таблице ниже:

«1-1» является наилучшим вариантом переговоров из остальных четырёх в таблице, когда две лампочки включены. Две стороны достигли своих целей.

Согласно этой таблице, есть другие варианты переключений лампочек.

«0-0» — лампочки выключены. Две стороны цели не достигли. Или даже не пытались? А что если не лампочки люди включали, а пропасть перепрыгивали? Пропасть не перепрыгнули и упали, или даже не прыгнули, то есть стоят на месте? Интересный вопрос. Здесь кроется загадка.

Модель «проигрыш-проигрыш» говорит нам о том, что результатом переговоров или взаимодействий стало событие, где лампочки выключены. Значит, взаимодействие было, но проигрыш заключается в отсутствии выигрыша на 100% у сторон. Лампочка или горит или выключена.

А может речь идет о времени, когда лампочки еще не пытались включать?

Вы заметили, что существует нечто неуловимое, но очень важное?

Да, это – время.

 

Все отношения – это процессы. А процессы можно разделить на участки (отрезки) времени, когда лампочку еще не пытались включить, момент нажатия на переключатель, и момент включения.

Итак, «0-0», как и другие модели – это окончание процесса, итог. То есть лампочки «не горят», выключены. Момент осознания сторонами, что лампочки не горят.

«1» и  «0» — результат. То есть все модели – это результат переговоров, итог, цель. Как известно, цель – это необходимые свойства, которых еще нет, и нужно их получить. Например, цель сторон – включить свои лампочки. Горящая лампочка – это нужные свойства. А зачем эти свойства? Чтобы она освещала нам предметы в комнате. Свойство «свет» лампочки  выполняет нужную функцию освещения.

Сведем все термины к одному термину «свойство».

Интерес стороны, цель, выигрыш, результат и требование  – это «свойство» (отличительный атрибут) объекта, чтобы объект мог выполнить свою функцию для стороны.  Свойство, полученное в итоге взаимодействия двух сторон.

Таким образом, «1» — это наличие свойства (свойство включено), а «0» — отсутствие свойства (свойство выключено).

Если лампочки выключены «0-0», то они не обладают свойством «свет», и не могут освещать предметы сторонам в их комнатах. Это результат переговоров сторон. Участники переговоров проиграли вместе. Или по отдельности? К чему этот вопрос?

Постепенно я буду подводить вас к мысли о том, что двухмерная модель несовершенна, и не отражает полноты событий. На данном этапе будем считать, что проиграл каждый из них. Не задумываясь, что возможно они выиграли от этого вместе… Проиграли, так проиграли.

А почему здесь используется слово «проигрыш»? Разве выключенная лампочка означает проигрыш? С чего такая интерпретация? Об этом мы поговорим в следующей части, когда перейдём от известной всем двухмерной модели «выигрыш-выигрыш» к трёхмерной модели «справедливость-справедливость-справедливость» (3С).

«1» — это наличие свойства «свет». Лампочка включена.

«0» — это отсутствие свойства «свет». Лампочка выключена.

Модель «1-1» — два человека получили свет в своих комнатах.

Модель «0-0» — два человека не получили свет в своих комнатах. Допустим, что в комнатах только по одной лампочке. Значит в их комнатах темно.

Соответственно, две другие модели будут означать, что выиграет или одна сторона или другая.

Модель «1-0» — лампочка включена только в комнате первой стороны 1С.

Модель «0-1» — лампочка включена только в комнате второй стороны 2С.

Возможно, вы заметили, что при описании моделей я не особенно старался дать оценку результатам? Включенные лампочки – хорошо или плохо? А выключенные?

Это связано с тем, что на самом деле двухмерная модель неполная. Я говорю о таблице из четырех вариантов — модели «выиграл-выиграл», «проиграл-проиграл», «выиграл-проиграл», «проиграл-выиграл». (Таблица из четырех вариантов тоже называется моделью).

Для того, чтобы определить, что хорошо, а что плохо, нужно ввести еще одну составляющую в модель – «справедливость».

 

Об этом в следующей части.

 

А.Щинников, г.Саратов, 2017

 

 

 

 

 

 

Похожие статьи:

Метки: , , ,

Добавить комментарий