АРИЗ для диверсионного анализа

У меня часто спрашивают, что такое диверсионный подход в .

Для ответа сначала надо сказать, что есть алгоритм АРИЗ-85В, с помощью которого решатель устраняет вредный фактор в системе (устраняет что в системе плохо).

А диверсионный подход — это тот же алгоритм, только его используют наоборот, то есть устраняют пользу (устраняют что в системе хорошо).

Если устранять вред, то по алгоритму мы получим одно или несколько сильных решений.

Если устранять пользу, то по алгоритму мы получим одну или несколько сильных диверсий, чтобы знать, где система точно сломается.

И также со всеми инструментами ТРИЗ, диалектика…

Для понимания такого подхода расскажу коротко о ТРИЗ (теории решения изобретательских задач):

Что такое изобретательская задача?

Любую задачу можно назвать изобретательской, если для ее решения нужно разрешить противоречие.

В ТРИЗ различают три вида противоречий: административное, техническое и физическое.

Во всех случаях, изобретательская задача – это устранение какого-либо вредного или нежелательного фактора.

Нежелательные факторы связаны с четырьмя направлениями:

  1. Улучшить главную полезную функцию.
  2. Добавить новую полезную функцию.
  3. Уменьшить затраты.
  4. Убрать недостаток.

 

Изобретательские задачи имеют 5 уровней сложности.

Для решения этих задач используют  АРИЗ-85В.

Алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ) – это  комплексная программа из 50-ти шагов алгоритмического типа, предназначенная для перевода расплывчатой проблемной ситуации  к четко построенной и предельно простой схеме (модели) изобретательской задачи и её решения.

АРИЗ-85В — последняя модификация алгоритма от автора ТРИЗ Г.С. Альтшуллера.

С помощью АРИЗ-85В мы устраняем вредные, нежелательные факторы в системе.

С помощью этого алгоритма решатель получает одно или несколько сильных решений 

Диверсионный подход в ТРИЗ

Это использование АРИЗ-85В наоборот.

Изобретательской задачей в этом случае будет устранение какой-либо пользы вообще. Создание вреда (нежелательного эффекта). Суть метода заключается в том, чтобы снять психологический барьер при выявлении причин вреда путем инвертирования задачи — замены вопроса: «Как найти причину вреда в системе?» на обратный (инвертированный) вопрос: «Как создать вред в системе?»

Для поиска слабых мест («диверсий») в системе с помощью инструментов ТРИЗ, достаточно поменять местами в формулировке изобретательской задачи «хорошо» и «плохо».

В таком случае формулировки задач будут строиться так:

  1. Ухудшить главную полезную функцию.
  2. Убрать новую полезную функцию.
  3. Увеличить затраты.
  4. Добавить недостаток.

 

Пример.

АРИЗ-85В.

ТП: Если Карл позволит папе возложить на свою голову корону, то он окажется законным правителем (это хорошо), но попадет в зависимость от папы (это плохо). 

ИКР: необходимо при минимальных изменениях в системе оказаться законным правителем и не попасть в зависимость от папы.

 «Диверсионный»  АРИЗ-85В.Здесь мы всего лишь меняем местами «хорошо» и «плохо». Что было «хорошо», становиться «плохо», и наоборот.

 ДТП: Если Карл позволит папе возложить на свою голову корону, то попадет в зависимость от папы (это хорошо), но он окажется законным правителем (это плохо).

ДИКР: необходимо при минимальных изменениях в системе попасть в зависимость от папы и не оказаться признанным правителем.

Все остальные инструменты ТРИЗ применяются к решению «диверсионных» задач также. Вместо устранения НЭ (нежелательного эффекта), того, что плохо, нужно этот НЭ создать.

Алексей , г., 20 декабря 2017 г.

Похожие статьи:

Алексей Юрьевич Щинников

Аттестованный практик ТРИЗ 3-го уровня, предприниматель, профессиональный медиатор, тренер медиаторов, руководитель с 1997 года. Успешные реализованные проекты в области электроэнергетики, документального кино, рекламы, психологии, ТРИЗ и др.

Добавить комментарий