Дихотомия (деление надвое) модели технического противоречия

До алгоритма решения изобретательских задач версии «АРИЗ-85В» модель технического противоречия выглядела так: «Если инструмент в состоянии А, то изделие получает свойство B, но появляется НЭ (нежелательный эффект)». НЭ – это помеха получения изделием свойства В.

Решатель работал с моделью «мини-задачи», то есть устранял НЭ в исходной системе (действие инструмента на изделие). Если возникала необходимость изобрести новый инструмент (или выбрать другой), то решение задачи шло через надсистему.

Например, если с помощью твердого цилиндра гнули трубу, то нужно было устранить поломку шипов на трубе. Если задача решалась без вторичных НЭ, то выходить в надсистему не требовалось. Если найти решение не удавалось, то выход в надсистему мог дать решение. Пришлось бы искать другой цилиндр, который бы трубу гнул, и шипы не ломал. Для выхода в надсистему (формулирование «макси-задачи») автор сделал логическое деление модели конфликта в системе. Он разделил модель на «мини-задачу» и «не мини-задачу», то есть «макси-задачу».

В АРИЗ 85-В техническое противоречие (ТП) – это модель конфликта, которая разделена логически надвое, дихотомически.

Дихотомия (греч. διχοτομία: δῐχῆ, «надвое» + τομή, «деление») — раздвоенность, последовательное деление на две части, на два взаимоисключающих понятия.

Дихотомическое деление простое, тем и привлекательно.  Члены деления дополняют друг друга, так как каждый объект делимого класса попадает только в один из подклассов «А» или «не А»; деление проводится по одному основанию — наличие или отсутствие некоторого признака.

Дихотомическое деление имеет недостаток: при делении объёма понятия на два понятия часто остаётся неопределённой та часть, к которой относится частица «не». Если разделить фрукты на яблоки и не яблоки, то вторая группа неясная.

Пример.

ТП-1: Если цилиндр твердый, то труба сгибается, но шипы ломаются
ТП-2: Если цилиндр не твердый, то шипы не ломаются, но труба не сгибается

Что даёт решателю дихотомическое деление модели конфликта?

Дихотомическое деление жестко, и сразу отсекает вторую половину класса «инструмент» в техническом противоречии, а также событий, связанных с ним.

ТП-2 сразу указывает на все другие «цилиндры», которые не имеют признака «твердый». Все цилиндры, входящие в подкласс «не твердые» могут помочь решить задачу путем устранения нежелательного эффекта (НЭ) – «шипы ломаются». При этом решатель знает, что они не могут выполнить главную полезную функцию «труба сгибается». Таким образом решатель получает две противоречащие модели конфликта. В одной модели есть инструмент, который выполняет главную полезную функцию. А во второй есть инструмент, который устраняет НЭ. Однако каждый из них не может выполнить необходимое требование для инструмента из противоположного подкласса. В первом случае цилиндр ломает шипы, а во втором случае цилиндр не гнет трубу.

По алгоритму поиск решения идет по одной из моделей («мини-задаче» или «макси-задаче»). Напомню, что мини-задача – это ТП-1, а макси-задача – это ТП-2. Нумерация зависит от первоначальной формулировки ТП-1. Может случится так, что решатель сразу сформулирует макси-задачу в ТП-1, а мини-задачу поместит в ТП-2. Нумерация не столь существенна. А вот понимание, что мини-задача – это устранение НЭ в существующей исходной системе, важно. Мини-задачу можно назвать модернизацией. По уровням изобретений ее решение будет отнесено к 1-2 уровням. Макси-задача – это изобретение уровней 3-5, что можно назвать инновацией или подрывной инновацией, где существующая система заменяется другой, на порядок совершенней.

Итак, дихотомическое логическое деление модели технического противоречия на первом шаге АРИЗ-85В сразу указывает на альтернативные системы, в которых есть свойство, устраняющее НЭ. Таким образом решатель имеет ввиду, что дополнительное нужное свойство надо искать в системах, которые не имеют состояния «А» инструмента существующей системы. В итоге будет найден такой ресурс, который обеспечит нужными свойствами систему.

При решении задачи по АРИЗ-85В, решатель обязательно придет к модели физического противоречия (ФП), в которой найденный ресурс также делится дихотомически.

В задаче о поломке шипов такой ресурс называется «пустота между шипами». Пустота должна быть твердой, чтобы обеспечить давление на трубу, и должна быть не твердой, чтобы шипы не ломались.

В ТРИЗ логическая дихотомия играет важнейшую роль, так как позволяет «сортировать» средства достижения цели (инструменты или ресурсы). В некоторых случаях количество ресурсов, с помощью которых решается задача, так много, что дихотомия может вызвать определенные трудности. Для этого необходимо использовать другие способы быстрого выхода на нужный ресурс. Например, правило поиска способа изменения ресурсов (эффектов: физических, химических, математических, психологических и т.п.). по названию цели и средства её достижения (действия). Логическая основа такого поиска есть в теме «4 причины Аристотеля». Найти эту работу великого логика можно в сети интернет. Но, это уже другая тема.

PS. Оператор ИКР (идеальный конечный результат) содержит в себе указание на то, что какой-то ресурс (ИКС-элемент) в системе, должен обладать признаками, которые удовлетворяют сразу двум требованиям («и трубу согнуть и шипы не сломать»). То есть решатель сразу может ИКС-элемент разделить дихотомически. Ресурс должен иметь признак «А» и признак «не А». Для разрешения этого противоречия нужно применить приёмы ТРИЗ.

 

 

 

Похожие статьи:

Алексей Юрьевич Щинников

Аттестованный практик ТРИЗ 3-го уровня, предприниматель, профессиональный медиатор, тренер медиаторов, руководитель с 1997 года. Успешные реализованные проекты в области электроэнергетики, документального кино, рекламы, психологии, ТРИЗ и др.

Добавить комментарий